Доклад Министра здравоохранения РК на республиканских общественных слушаниях
«О сотрудничестве Министерства здравоохранения Республики Казахстан и неправительственных организаций по реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы»
Уважаемые дамы и господа!
Одним из условий построения сильного демократического государства, полноценной реализации социальных гарантий является развитие гражданского общества. Огромная роль в этом процессе отводится участию общественности, в том числе неправительственных организаций.
Прошел год с момента проведения Гражданского форума с участием Главы нашего государства Н.А. Назарбаева. Главной целью прошедшего форума было определение приоритетов государственной поддержки неправительственного сектора, условий для устойчивого развития НПО, как части гражданского общества, создание механизмов диалога и сотрудничества с властью на всех уровнях, повышение осведомленности населения о деятельности НПО в решении социальных проблем казахстанского общества.
В своем выступлении на Гражданском форуме Президент РК сказал о необходимости развития гражданского общества, как стратегического приоритета, призвав к более широкому привлечению к решению стратегических задач неправительственный сектор. «Только сформировав гражданское общество, жизненно заинтересованное в продвижении реформ, мы можем гарантировать их необратимость», — отметил Президент.
Мы четко понимаем необходимость конструктивного сотрудничества государства и НПО в целях эффективного продвижения реформ во всех сферах нашей жизни. И сегодня можно отметить, что роль НПО в решении актуальных социальных проблем значительно возросла. Одним из подтверждений этому является сегодняшний форум.
Разрешите мне от своего имени поприветствовать участников, гостей и приглашенных республиканских общественных слушаний.
Здравоохранение одна из сфер, которая является интегральным показателем социальной ориентированности общества, социальных гарантий, характеризующих степень ответственности государства перед своими гражданами.
Подписанный 13 сентября текущего года Указ Главы государства об утверждении государственной программы реформирования и развития здравоохранения дал старт реформе системы здравоохранения Казахстана и определил первоочередные цели и задачи до 2010 года.
Настоящая Госпрограмма достаточно конкретная, обеспечена финансовыми ресурсами- на ее реализацию в течение 2005-2007 годов будут выделены 165,7 млрд. тенге, с доведением уровня финансирования до 4% к ВВП в 2010 году, при этом уже в 2005 году впервые Казахстан превысит3%-рубеж финансирования отрасли.
Госпрограмма определила совокупность необходимых мер, направленных на развитие доступной, качественной, социально-ориентированной и экономически эффективной системы здравоохранения в Республике Казахстан, что требует разработки достаточно полного по содержанию и конкретного по срокам плана мероприятий по ее реализации. В ближайшие дни План мероприятий будет рассмотрен на заседании Правительства Республики Казахстан.
Во многом при разработке Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005- 2010 годы мы рассчитывали на тесное взаимодействие и совместную работу с НПО. Именно НПО позволят нам обеспечить информированность населения об основных принципах и целях Программы, помогут изменить отношение людей к собственному здоровью и установить «обратную связь» с населением.
Понимая всю важность и ответственность возложенных на нас задач, мы отразили в Программе комплекс взаимосвязанных стратегических направлений, предусматривающих достижение реальных позитивных сдвигов в показателях личного и общественного здоровья казахстанцев, сокращение прямых и косвенных потерь общества от болезней и преждевременной смерти граждан.
В этой связи Программа реформирования и развития здравоохранения направлена, во-первых, на создание практически новой модели системы здравоохранения, основанной на принципах солидарной ответственности государства и человека за охрану здоровья, с учетом приоритетности и международного опыта значимости для охраны здоровья населения первичной медико-санитарной помощи.
Во-вторых — на улучшение основных показателей здоровья населения, в рамках реформированной и развивающейся системы здравоохранения.
Несмотря на то, что в большей мере здоровье человека зависит от отношения к собственному здоровью, усилия государства в этой сфере должны возрастать по мере экономического и социального прогресса. В этой связи должен действовать принцип солидарной и совместной ответственности государства и человека за его здоровье.
Для реализации конституционных прав граждан на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи будет сформирован гарантированный государством пакет необходимых медицинских услуг по минимальным стандартам с учетом финансовых возможностей государства, социальной справедливости в доступности медицинской помощи, транспарентности и разделения ответственности государства, работодателя и самих граждан за свое здоровье. Предоставление медицинской помощи сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи будет осуществляться за счет собственных средств граждан, в рамках системы добровольного медицинского страхования, а также за счет средств работодателя и других источников.
Для повышения ответственности гражданина за свое здоровье будет предусмотрена оплата пациентом затрат на лечение заболеваний, связанных с халатным отношением к своему здоровью. Также будет предусмотрена ответственность работодателя.
В этой связи очень важно обеспечить население достоверной, объективной и доступной информацией, касающейся охраны здоровья, о возможностях и объемах получения бесплатных медицинских услуг, привитию навыков по предупреждению болезней, принципах формирования здорового образа жизни и т.д. Необходимо развивать добровольное медицинское страхование. В этих вопросах мы рассчитываем на высокую мобильность и адресную работу неправительственного сектора.
Основой систем здравоохранения всех развитых стран мира, как известно, является первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). В программе предусмотрены меры по переходу на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на ПМСП. Предлагаема модель ПМСП будет основана на принципах общей врачебной практики и свободного выбора врача с привлечением экономических методов управления. Мы должны сместить акценты затратной стационарной на амбулаторно-поликлиническую помощь, обеспечить преемственность и этапность в оказании медицинской помощи населению.
Важно, чтобы население было информировано о том, что будут внедрены новые стационарозамещающие технологии с лекарственным обеспечением больных в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, возобновятся профилактические осмотры населения, деятельность объектов ПМСП будет оцениваться по конечному результату, введено льготное лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне отдельных категорий населения, а также больных по определенному перечню заболеваний.
Серьезная роль в реформировании ПМСП отведена межсекторальному взаимодействию с органами социальной защиты, заинтересованными службами и неправительственными организациями. Это поможет наладить межотраслевую координацию, особенно в вопросах формирования принципов здорового образа жизни, улучшения качества социальной, психологической и экологической среды, активизировать участие граждан в управлении системой здравоохранения.
Существенное влияние на состояние здоровья оказывает санитарно-эпидемиологическая ситуация, которая во многом связана с воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, включая производственные и бытовые. В этой сфере необходимо активное участие неправительственного сектора в выработке совместных мер по охране окружающей среды, обеспечению сельских территорий доброкачественной питьевой водой, предотвращению негативного производственного воздействия на здоровье людей.
Важное место в Программе отводится мерам по профилактике и снижению социально-значимых заболеваний. В этой связи будут предусмотрены мероприятия с активным привлечением заинтересованных ведомств, международных и неправительственных организаций. Мы надеемся на взаимное сотрудничество с НПО в вопросах профилактики и лечения больных СПИДом, создания эффективной, скоординированной системы противодействия распространению наркозависимости, расширения социальной поддержки больных туберкулезом, ранней выявляемости злокачественных новообразований, обеспечения ранней диагностики, лечения и повышения эффективности диспансеризации больных сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Необходимо ориентировать населения на изменение образа жизни, борьбу с факторами риска. Очень важно реализовать мероприятия по реабилитации больных социально-значимыми заболеваниями. Совместными усилиями мы сможем сохранить значительное число предстоящей жизни населения и обеспечить эффективное их излечение.
Как известно, одним из главных механизмов управления отраслью здравоохранения во всех странах мира является контроль качества медицинских услуг. Создание системы управления качеством медицинской помощи предусматривает внедрение стандартизации, новых (зарекомендовавших себя положительно в международной практике и рекомендуемых ВОЗ) методов диагностики и лечения заболеваний, улучшающих организацию качества оказания лечебного процесса на всех его этапах.
В целях осуществления надлежащей экспертизы медицинских услуг будет разработана комплексная система управления качеством, которая предусматривает привлечение к независимой экспертизе медицинских услуг, аккредитации, аттестации специалистов ассоциаций медицинских организаций, профессиональных организаций врачей, пациентов. Начиная с 2006 года, будут применяться меры гражданско-правовой ответственности к
субъектам здравоохранения за ошибки в диагностике и лечении, законодательно закреплены права пациентов.
В целях обеспечения населения качественными, безопасными и эффективными лекарственными средствами мы будем добиваться: равноправной физической и экономической доступности населения к основным жизненно важным лекарственным средствам, качества, безопасности лекарственных средств.
В рамках Программы предусматривается осуществление плана поэтапного перехода фармацевтического сектора к международным стандартам качества в сфере обращения лекарственных средств. Очень важным аспектом в этой сфере, по нашему мнению, является формирование системы информирования населения по вопросам безопасности и эффективности использования лекарственных средств, что подразумевается при участии неправительственного сектора.
Как Вы знаете, информационная система является, основой для принятия решения, формулирования стратегии и выработки тактических шагов развития в любой отрасли.
В системе здравоохранения на сегодня функционируют 16 различных программ. Такие локальные как, регистры по диабету, онкологии, туберкулезу, оборудованию и т.д. Однако, базы данных серьезных, системных, взаимосвязанных программ, к сожалению, нет.
В этой связи в Программе планируется создать глобальную информационную систему, куда войдут все существующие и предполагаемые информационные системы. Создание единой информационной системы предусматривает разработку единой методики сбора, обработки и хранения информации о состоянии здоровья граждан, получении медицинской помощи и лекарственного обеспечения. В ее рамках будет создан электронный паспорт здоровья граждан, позволяющий осуществлять эффективный мониторинг комплекса медико-демографических показателей и объема медицинской помощи. Будет применен единый идентификационный код физического лица для персонифицированного учета больных, позволяющий обеспечить преемственность оказания медицинской помощи на всех ее этапах. Также появится возможность иметь информацию о социальных льготах и пособиях, других медицинских аспектах.
Предполагается, что ЕИС будет доступна всем заинтересованным сторонам. Такая система принципиально важна для регулирования, как финансовых потоков отрасли, так и для разработки стратегических программ практически по всем направлениям деятельности Минздрава.
Одной из ключевых задач программы является улучшение охраны
здоровья матери и ребенка путем создания эффективно действующей системы, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка, снижение уровня материнской, младенческой и детской смертности.
В рамках Программы предусмотрено полное обеспечение бесплатной лечебной и профилактической помощью беременных, женщин во время и после родов, детей до 5-ти лет и состоящих на диспансерном учете, а также обеспечение лекарственными средствами на амбулаторном уровне беременных, детей до 5 лет и состоящих на «Д» учете и другие мероприятия.
Мы предполагаем совместную реализацию с НПО мероприятий по планированию семьи и формированию здорового образа жизни, включая профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения среди детей, подростков и женщин. Для этого нам необходимо активное привлечение средств массовой информации, проведение широкой разъяснительной работы, активизация работы по внедрению в школах обучающих программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Мы понимаем, что любые усилия государства в охране здоровья народа без изменения системы подготовки и переподготовки будут неэффективны. Коренное изменение в системе здравоохранения предполагает подготовку и переподготовку медицинских кадров в соответствии с требованиями международного уровня. В Программе предусмотрены мероприятия по обеспечению системы здравоохранения квалифицированными кадрами.
Большая работа предстоит по подготовке управленческих кадров здравоохранения, менеджеров системы здравоохранения, управления ресурсами и финансирования.
В этих вопросах мы рассчитываем на активное участие профессиональных ассоциаций врачей и других неправительственных организаций.
Уважаемые коллеги!
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» Министерство здравоохранения осуществляет взаимодействие с общественными организациями по реализации государственных, целевых и комплексных программ по охране здоровья. Этим же Законом предусмотрено участие общественных объединений в обеспечении охраны здоровья граждан. В этой связи реализация основных принципов Государственной программы реформирования и развития здравоохранения во многом зависит от готовности к сотрудничеству представителей НПО.
Уверен, что партнерство с динамично развивающимися НПО позволит нам создать эффективную систему здравоохранения, удовлетворяющую население, отрасль и государство.
В рамках работы дискуссионных групп будут более подробно рассмотрены основные задачи Государственной Программы реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы и мероприятия по ее реализации.
Надеюсь на плодотворное сотрудничество.