«О гарантированных правах на лекарственное обеспечение»:
г. Алматы, 21 мая 2009 г.
В 2008 году указом Президента РК была утверждена Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу» на 2009-2011 г.г. В программе указывается, что важным направлением дальнейшего развития Казахстан является обеспечение населения страны качественными услугами медицинской помощи, соответствующими европейским стандартам. Для достижения цели программы и реализации вышеуказанных задач необходимо активнее вовлекать в решение государственных задач гражданский сектор. Роль гражданского общества – способствовать достижению оптимального баланса между ожиданиями потребителей государственных услуг и финансовыми возможностями государства, совершенствованию механизма доставки услуг от государства к потребителям с учетом адресности. Во всех развитых странах любые реформы в социальной сфере были успешны, если они проводились сильной государственной властью совместно с обществом. Ведь интересы общества не всегда совпадают с интересами государства и интересами систем, оказывающими государственные услуги. Государственные услуги – это гарантированный государством объем услуг для граждан своих страны. Исполнительная власть всех уровней должна обеспечивать предоставление государственных услуг в соответствии с утвержденными стандартами. Общество должно контролировать качество, доступность, наличие и прозрачность предоставляемых государственных услуг через депутатов, НПО, общественные советы, комитеты и комиссии. Общественный контроль за качеством и доступностью государственных услуг предупреждает социальные конфликты и является эффективным инструментом борьбы с коррупцией. Обращения граждан — один из основных и важных способов защиты их прав на гарантированные государственные услуги, являясь в то же время своеобразным барометром процессов, происходящих в обществе.
Участники Республиканских Общественных слушаний выражают благодарность Фонду Сорос-Казахстан за предоставленную помощь в изучении проблем государственной политики и расходов обеспечения лекарственными препаратами граждан Республики Казахстан.
Участники Республиканских Общественных слушаний рекомендуют:
Парламенту РК:
- Выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон о госзакупках, который в настоящее время существенно ограничивает участие представителей общественности и независимых экспертов в работе тендерных комиссий на всех уровнях.
- Ввести в практику парламентских отчетов заслушивание альтернативных докладов, подготовленных общественными организациями, при отчетах соответствующих министерств и ведомств.
- Обеспечить действенный контроль за деятельностью оператора единой системы закупок и дистрибуции лекарственных средств для государственных медицинских учреждений «СК-Фармация» с привлечением общественных организаций, работающих в сферах защиты прав пациентов и качества и доступности медико-фармацевтических услуг.
Правительству РК:
- Придать статус независимого государственного органа Комитету фармацевтического контроля МЗ РК в целях повышения эффективности и ответственности за реализацию государственной лекарственной политики.
- Повысить спрос с руководителей соответствующих министерств, ведомств за срыв государственных программ лекарственного обеспечения.
- Включить в рейтинг акимов индикаторы здоровья населения, проживающего на вверенных им территориях.
- Рассмотреть возможность введения более упрощенного механизма регистрации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Министерствам здравоохранения и социальной защиты и труда РК:
- Обеспечить публичность, прозрачность бюджетных программ здравоохранения, путем информирования через СМИ.
- Расширять сотрудничество с неправительственными организациями медико-социальной направленности через размещение социальных заказов для решения наиболее острых и значимых вопросов, в том числе проведения мониторинга государственных программ.
- Привлекать профессиональные медицинские ассоциации и союзы к формированию клинических протоколов и стандартов диагностики, лечения и реабилитации в соответствии с международным опытом через механизм размещения государственного социального заказа.
- Включить медико-социальные НПО в состав Общественных советов при территориальных органах здравоохранения и в состав попечительских Советов крупных больниц.
Акимам областей и городов республиканского значения:
- Развивать партнерство государственных структур, бизнеса и гражданского общества при решении вопросов социальной защиты, здравоохранения, экспертизы качества медико-социальных и фармацевтических услуг, пропаганды здорового образа жизни, внедрения «Горячей линии» по мониторингу государственных программ в сфере здравоохранения и социальной защиты общественными организациями через систему государственного социального заказа.
- Исходить из нужд реальных получателей гарантированного объема государственных услуг с целью более качественного удовлетворения потребностей больных в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, особенно обратить внимание на доступность лекарственных средств в отдаленных сельских районах.
Общественным организациям:
- Постоянно повышать профессиональный уровень сотрудников организаций в оценке государственных программ в медико-социальной сфере, продолжать практику широкого обсуждения тем, связанных с вопросами здравоохранения и социальной защиты.
- Изучать общественное мнение населения о качестве медицинских и фармацевтических услуг, в том числе и путем организаций и работы «Горячей линии».
Средствам массовой информации:
- Своевременно и качественно информировать население о правах на гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи.
- Шире освещать вопросы, связанные с нарушением прав пациентов на стандарт государственных медицинских услуг.
- Использовать возможности СМИ для установления обратной связи между получателями услуг и органами здравоохранения.
- Уделять большее внимание освещению проблем, связанных со здоровьем, шире пропагандировать здоровый образ жизни.
- Информировать население о деятельности неправительственных организаций, связанных с охраной здоровья, размещать информацию о реализуемых проектах и опыте работы медико-социальных НПО.
Международным финансово-экономическим и благотворительным организациям:
- Поддержать деятельность институтов гражданского общества, работающих в медико-социальной сфере по наиболее значимым проблемам, в том числе по мониторингу государственных программ медико-социальной направленности.