Главная > Доклады > «БРЕМЯ ДИАБЕТА»доклад президента ДАРК Н.Н. Тукалевской на научно-практической конференции в рамках VIII Республиканского Дня Диабета 15 ноября 2002 года

«БРЕМЯ ДИАБЕТА»доклад президента ДАРК Н.Н. Тукалевской на научно-практической конференции в рамках VIII Республиканского Дня Диабета 15 ноября 2002 года

Дорогие друзья,
вы все свидетели того, что в последние годы ускорился процесс реформирования системы финансирования здравоохранения. Необходимость изменений в этой области вызвана рядом тенденций:

Первое. Увеличение расходов на здравоохранение. В течение последних лет во всем мире интенсивно увеличиваются расходы на медицинскую помощь. Издержки здравоохранения растут намного быстрее, чем происходит прирост в других секторах экономики.

Второе. Ограниченность ресурсов, используемых в здравоохранении. Средства, ежегодно расходуемые в государственном секторе здравоохранения, колеблются от US$ 1 на душу населения в некоторых странах Африки до более чем US$ 2600 в США. Часть валового национального продукта (ВНП), расходуемого на здравоохранение, колеблется от 1% в развивающихся странах до 14% в США. В Казахстане в 2002 году — в Год Здоровья, этот процент был равен 2. Большинство развитых стран тратят на здравоохранение до 10% ВНП. Ясно, что дальнейшее увеличение расходов на здравоохранение затруднено. Во многих странах происходит реформирование систем здравоохранения в целях замедления дальнейшего роста расходов.

Третье. Медицинские достижения и новые принципы лечения требуют увеличения ограниченных ресурсов. Достижения в медицине открывают новые возможности в оказании медицинской помощи, однако они же влекут за собой рост затрат. Специфические и очень дорогостоящие операции, такие как пересадка сердца, и на сегодня остаются уникальными, но операции на конечностях, шунтирование коронарных артерий, пересадка почек и другие в индустриально развитых странах считаются обычными и в основном финансируются государством.

Четвертое. Для многих людей ограничен доступ к необходимой медицинской помощи, особенно это относятся к развивающимся странам и отдаленным сельским районам. Отмечаются большие различия в качестве медицинского обслуживания, что сказывается на здоровье населения. Примером могут послужить цифры, приведенные в докладе вице-министра здравоохранения господина Айдарханова: «… финансовых средств в 2002 году на 1 больного выделено в СКО — 539 тг, а в Атырау — 18922 тг».

Не удивительно, что исходя из вышесказанного, сегодня акцент делается на экономическом аспекте медицинской помощи. Целесообразно ли мы используем ресурсы? Сколько стоит необходимое лечение? Какие успехи достигнуты в результате лечения? Какое лечение обеспечит наилучшие результаты и какова его стоимость? Какие виды лечения окажут положительное влияние на здоровье и качество жизни людей с диабетом? Учитывая ограниченность ресурсов, ответственные чиновники здравоохранения стоят перед нелегким выбором, связанным с характером и уровнем обеспечения медицинской помощью.

Сегодня в работе министерств здравоохранения, комиссий по социальным вопросам, имеющих отношение к диабету, чрезвычайно важны экономические данные. Ответственным лицам требуется достоверная экономическая информация для принятия решения в пользу той или иной формы медицинского обслуживания. Им нужна информация относительно денежных объемов, идущих на медицинские программы как специального назначения, так и между различными направлениями медицинской помощи. Информация необходима для принятия решения относительно:

1. Введения новых способов лечения в диабетологии (например, интенсивная инсулиновая терапия, скрининг микроальбуминурии, новые фармакологические препараты);
2. Создания благоприятных условий для людей с диабетом и подготовки необходимого количества врачей для их лечения.

Важно понимание экономических проблем, с которыми сталкиваются человек с диабетом и общество в целом в процессе лечения заболевания. Выбор медицинской помощи — это жизненная реальность. Ответственные сотрудники системы здравоохранения должны принимать решения, касающиеся не только диабета, но и других контагиозных и неконтагиозных заболеваний. Эти решения должны быть убедительными с точки зрения действительности, медицинской и финансовой эффективности.

Диабет — это серьезное заболевание, уровень распространенности которого повышается во всем мире, особенно среди неевропейского населения.

Исследования в области экономики здравоохранения часто базируются на эпидемиологической информации. Например, данные, касающиеся распространенности и смертности, необходимы для определения стоимости заболевания.

Известно, что люди с диабетом есть во всех странах мира. Хотя в различных популяциях риск развития его неодинаков, ряд этнических групп особенно уязвим. Изменение образа жизни и влияние Запада, сопутствующие экономическому росту в развивающихся странах, вызвали существенное увеличение распространенности диабета. Повышение уровня жизни в развивающихся странах, по-видимому, будет сопровождаться увеличением числа людей с диабетом II типа, так что уже можно говорить об эпидемии.

Из оценок, приведенных в 1985 году, следовало, что 30 миллионов людей во всем мире больны диабетом. На сегодня болеют диабетом приблизительно 150 миллионов людей, около 90% из них диабетом II типа. Эти данные получены из опубликованных исследований по распространенности диабета и демографических характеристик каждой страны. Учитывая процесс старения и дальнейшую урбанизацию населения, можно прогнозировать увеличение числа больных до 300 миллионов к 2025 году, при этом стремительный рост будет отмечаться в развивающихся странах.

Исходя из исследований, сегодня можно сделать по крайней мере три важных заключения:
1. Взрослое население мира охватила или охватывает явная эпидемия диабета.
2. Эта тенденция связана с изменением образа жизни населения и социально-экономическими преобразованиями.
3. Наибольший риск заболевания — в развивающихся странах, а также среди меньшинств и бедных слоев населения в индустриально развитых странах. На сегодня диабет взрослых должен рассматриваться не только как болезнь индустриально развитых стран, но также и проблема развивающегося мира. Поэтому все страны должны стремиться развивать программы профилактики и контроля этого дорогостоящего заболевания.

Осознание для здравоохранения бремени диабета с его осложнениями, и понимание того, что оно может увеличиваться как в развитых, так и в развивающихся странах, усиливают интерес к возможностям, которые позволят уменьшить финансовую стоимость диабета. ВОЗ и IDF призывают к внедрению в жизнь профилактических программ и программ обучения больных практическому управлению диабетом.

Сахарный диабет — тяжелое бремя для здравоохранения. Например, в Финляндии по данным фармако-экономических исследований прямые расходы на здравоохранение в пересчете на одного жителя еще в 1989 году составляли 1352 доллара США. В то же время прямые затраты на лечение больного с диабетом были почти в три раза больше и составляли 3961 доллар США. Из них 81% средств затрачено на лечение поздних осложнений и только 9% на медикаменты, используемые для снижения уровня сахара в крови. Так, по оценкам экспертов в России, свыше 60% расходов, связанных с диабетической помощью, идет на лечение осложнений диабета, и снижение случаев осложнений и их тяжести будет иметь долговременный эффект не только для больных диабетом, но и для общества в целом.

Диабетические осложнения могут быть острыми, например, кетоацидоз или гипогликемия, или хроническими, а также могут быть связаны с беременностью.
Люди с плохо контролируемым диабетом более подвержены бактериальным (особенно микро-бактериальным и анаэробным) и грибковым инфекциям. Туберкулез легких, грибковые инфекции кожи, микозы диафрагмы, бактериальные инфекции мочевыводящей системы, анаэробные инфекции более глубоких тканей представляют серьезную угрозу для здоровья, особенно в сочетании с антисанитарией.

Хронические осложнения в основном обусловлены микро- и макрососудистыми поражениями, вызванными диабетом. Заболевания коронарных сосудов отмечаются у 20% людей с диабетом старше 45 лет. Риск развития этого заболевания у них в 2-4 раза выше, чем в общей популяции. Это основная причина инвалидности и смертности людей со II типом диабета в индустриально развитых странах, где 50-75% смертей людей с диабетом происходят в результате ишемической болезни сердца. Заболевания сосудов мозга также часты среди людей с диабетом, в 2-4 раза выше риск развития инсульта у больных диабетом и 15% людей с диабетом II типа умирают из-за него. У людей со II типом диабета в 4-6 раз выше риск развития заболевания периферийных сосудов, чем в общей популяции. Одной из основных опасностей для здоровья людей с диабетом является нефропатия, вызванная микрососудистыми заболеваниями. Последняя стадия медленной деградации функции почек рассматривается как конечная стадия почечной недостаточности (ХПН). Диабет — это одна из наиболее распространенных причин почечной недостаточности, около одной трети диагностированных случаев ХПН связаны с этим заболеванием. ХПН — основная причина гибели людей с диабетом I типа, так как у них в 23 раза выше риск развития почечной недостаточности, чем в общей популяции. Также очень высок риск развития ХПН (в 17 раз) у людей с диабетом II типа.

Диабетическая ретинопатия — одна из основных причин слепоты и нарушения зрения среди населения развитых стран. Факты, повторяющиеся от исследования к исследованию, позволяют предположить, что после 15 лет диабета 2% людей слепнут, а у 10% развиваются серьезные нарушения зрения в результате ретинопатии, глаукомы и катаракты. Доля больных, потерявших зрение вследствие диабета, варьируется от 26% для людей со II типом диабета и до 94% для людей с I типом.

Нейропатия, другое микрососудистое осложнение, в той или иной форме диагностируется приблизительно у 70% людей с диабетом. Самая распространенная форма нейропатии — это периферическая сенсорная нейропатия ног, стопы и рук, которая может привести к ампутациям. Однако за последние несколько лет в странах, где действуют программы специальной помощи «Диабетическая стопа», количество ампутаций уменьшилось до 50%.

Экономика здоровья базируется на следующих общих положениях:
1. Определение прямых затрат, связанных с заболеванием. Они включают затраты на лечение и предупреждение заболеваний. Это статьи расходов на медикаменты, оборудование, пребывание в больнице, уход на дому, а также расходы, связанные с болезнью, которые несут больные и их семьи. Большая часть расходов на диабет связана с лечением осложнений.
Определение косвенных затрат, связанных с заболеванием. Они включают издержки, связанные с потерей трудоспособности, инвалидностью и преждевременной смертью. Как видно на примере США прямые затраты на сахарный диабет превышают прямые затраты на такие болезни как туберкулез, СПИД, онкология и т.д.

2. Определение расходов, которые несет сам больной. Они включают оплату больным медицинских услуг, потери времени, затраченные на поиски медицинской помощи, работы, страховки.
3. Определение наиболее эффективного использования ресурсов здравоохранения. Эти затраты возникают тогда, когда средства, направленные на лечение определенных заболеваний, используются не по назначению, не используются вообще, или в случае, когда неправильно определены приоритеты. Как излишек, так и недостаток медицинской помощи, а также спрос на нее должны быть определены. Выгодные расходы предопределяют выгоды. Важно использовать ограниченные ресурсы наиболее эффективно. Как пример можно привести малоэффективное расходование средств на лечение туберкулеза.

Конечно, существуют и другие относящиеся к заболеванию затраты, влияющие на человека и общество. Они включают психосоциальные или неуловимые затраты, такие, как боль, стресс и беспокойство, ухудшающие качество жизни, и могут быть отнесены к хроническому заболеванию, что более субъективно. Эта часть обычно не включается в анализ стоимости заболевания, потому что не может быть оценена в денежном эквиваленте.

Но не только система здравоохранения несет расходы, связанные с заболеванием. Главным во всех исследованиях по диабету является человек, которому приходится жить с болезнью. Родственники, друзья и коллеги по работе также подвержены влиянию заболевания.

В настоящее время назрела острая необходимость в полном экономическом анализе всех аспектов заболевания с использованием соответствующей методологии. Если нет возможности самостоятельно провести экспертизу, может быть использована международная помощь, в частности Международная Диабетическая Федерация (IDF).

Главная угроза, которую таит в себе диабет, — снижение продолжительности и качества жизни. Продолжительность жизни людей с диабетом, даже в развитых странах, значительно меньше обычной. Люди с диабетом не только меньше живут, но чаще становятся инвалидами, в том числе, по причине психических расстройств и депрессии. Это усиленное болезненное состояние влечет за собой повышение стоимости и длительности лечения хронических осложнений в стационаре.

Несмотря на увеличивающуюся важность диабета в стране, на сегодня отмечаются пробелы в знаниях об экономике диабета, и отсутствует точная информация относительно финансового бремени заболевания и затрат на диабетическую помощь. Недостаток опыта работы в экономике здравоохранения и стандартизированных, приемлемых правил определения затрат на медицинскую помощь усиливает эти трудности. Повышение осведомленности врачей о диабете, как главной проблеме здравоохранения современности, должно вызвать значительный интерес к оценке затрат на диабетическую помощь и необходимо предпринять попытки их оценить, что должно стать частью кампании, цель которой вызвать или усилить государственное влияние на национальные программы контроля диабета.

При проведении кампаний необходимо соблюдение баланса между общими проблемами диабета и особенностями отдельно взятого общества.

С одной стороны, проблема диабета имеет особенности и следствия, которые носят универсальный характер. Среди них:

  • увеличение распространенности диабета во всем мире;
  • общие причины, провоцирующие заболевание, включающие изменения в характере диеты, ожирение, малоподвижный образ жизни, урбанизацию и старение населения;
  • высокий и все увеличивающийся уровень распространенности интолерантности к глюкозе (обычно переходящей в диабет), большая численность людей с недиагностированным диабетом, которая, как правило, равна или превосходит численность людей с выявленным диабетом;
  • группы людей с такими заболеваниями, как гипертония и дислепидемия, и осложнениями диабета, которые включают не только микрососудистые осложнения, но также поражение коронарных артерий, осложнения, связанные с лечением, и осложнения, связанные с психосоциальными аспектами заболевания;
  • экономические последствия больших масштабов, которые требуют тщательного, точного и полного анализа в целях установления приоритетов в расходовании средств.

Перечисленные универсальные предложения требуют развития общей стратегии и совместных подходов. Опыт развитых стран может быть полезен в выработке решений, имеющих универсальную применимость.

Однако не менее важно учитывать трудности, вызванные различиями. Хотя метод решения проблем может носить универсальный характер, для его применимости необходимо учесть значительные различия, существующие между странами и внутри самой страны.

Этнические различия в предрасположенности к заболеванию могут влиять на уровень его распространенности независимо от иных общих изменений и образе жизни. Стиль жизни может меняться сам по себе и под влиянием таких факторов, как изменения привычного питания и окружения (т.е. урбанизация, влияние климата и географического положения). Характер диабета также разнообразен и не всегда может быть распознан методами традиционной эпидемиологии, например учащающиеся случаи диабета II типа среди очень молодых людей и распространенность диабета I типа, сравнимая со II типом Различия в характере осложнений также могут быть результатом или предрасположенности, или воздействий окружающей среды, или сочетания обоих факторов. Примером этого может служить особенно высокая распространенность сепсиса ступни на тихоокеанских островах и переселенцев из Азиатского континента.

Теперь немного хотелось бы сказать о Казахстане. Много слов о казахском народе как неординарном, дружелюбном, было сказано во время визита в Казахстан Генерального секретаря ООН Кофи Аннена. Прекрасный народ, замечательная страна, мудрый и дальновидный Президент, деятельный и компетентный Премьер-Министр — все это так, с этим нельзя не согласиться. Страна, которой можно гордиться, и мы гордимся ею. Но давайте сегодня не абстрактно поговорим о народе, вернее, о части его — людях с сахарным диабетом. Нас 100 тысяч ? 0,7% от всего населения. Нас так мало! Почему необходимо экспериментировать над нами? Почему такой слабый заслон для продуктов и для медицинских препаратов существует при их регистрации? Иногда создается впечатление, что Казахстан рассматривается производителями как свалка для ненужной в собственной стране продукции.

Уже пять лет ДАРК поднимает вопрос о пересмотре закона о госзакупках. Стоимость препарата или стоимость лечения? Врачи говорят — стоимость лечения. Больные требуют — стоимость лечения! Закон настаивает — стоимость продукта! Да, Закон говорит о качестве и эффективности, да, созданы при тендерных комиссиях экспертные группы. Но как эксперт может доказать малую эффективность препарата или его неудовлетворительное качество без лабораторий с соответствующим оборудованием, без обученных кадров?

Только собственный опыт, основанный на осложнениях и плохом самочувствии больных? Такой, я имею ввиду ценовой, подход к государственным закупам медицинских препаратов будет возможен только тогда, когда будет поставлен жесточайший заслон при регистрации препаратов. Сегодня ситуация такая: лаборатории, работающие по проверке инсулинов и таблетированных препаратов, не обеспечены полностью необходимым оборудованием. Отсутствует единый протокол клинических исследований жизненно важных медицинских препаратов. Для проведения исследований в соответствии с международными стандартами необходимо обучить группу специалистов и лицензировать клиники, на базе которых в дальнейшем будут проводиться данные клинические исследования. Только тогда мы будем уверены в соответствии предоставляемых препаратов представленным документам.

Сегодня в Республике Казахстан зарегистрировано 58 наименований инсулинов из 8 стран.
Как будто хорошо. Но 5 наименований из них — это инсулины, против которых бастуют люди с диабетом самой страны их производителя: сегодня украинские больные протестуют против поголовного применения инсулинов «Индар», чиновники, лоббирующие его применение, сами используют инсулины мирового качества. Два года назад, приехав со II съезда эндокринологов России, я сообщила в Министерство здравоохранения об отзывах врачей об этих инсулинах. Отзывы были хорошие. Но с того времени компания стала работать с другой субстанцией, а значит это уже другие инсулины.

5 наименований — это инсулины, которые в собственной стране только проходят клинические испытания: инсулины «Марвел», по высказыванию делегации профессоров — участников конгресса в Пекине, еще мало известны в своей стране. Рецензия ведущего ученого Казахстана М.Е. Зельцера дает неудовлетворительную оценку этим инсулинам. И при первом голосовании большинство членов фармакологического комитета проголосовали против регистрации. Однако через 3 недели все были «за»! Интересно, господин Рахимов, что изменилось в качестве препарата за неполный месяц?

3 наименования в 2001 году не имели сертификата качества ВОЗ, и 2 наименования — это инсулины, давно ушедшего времени, известные нашим больным и докторам своими побочными эффектами. Не буду уже говорить о БР-инсулинах, широко известного в мире — господина Брынцалова, которые находятся в стадии регистрации. Спросите наших докторов из северных регионов, сколько людей из России едут в Казахстан покупать качественный инсулин.

Можно приводить множество примеров. Но я приведу еще одни. Год назад в Казахстане приступила к выпуску сахароснижающих таблетированных препаратов фирма «Екафарма». Мы с радостью и гордостью аплодировали на ее открытии. Передовая технология, лучшие субстанции! И что? Сегодня компания решает для себя нелегкий вопрос: смена субстанций и технологии — качество или стоимость? Почему? Потому что с качественной, но недешевой продукцией она проигрывает на тендерах.

Или ситуация со шприцами. Закуплены лучшие из представленных на тендер, но шприцы не из лучших по качеству. А прекрасные, одни из лучших в мире, инсулиновые шприцы в Казахстане есть. Когда я позвонила в компанию и спросила, почему они не участвовали в тендере, то получила ответ: «Цена выше, чем у других, все равно проиграем». Цена шприца выше! Давайте посчитаем: инсулинов во флаконах закуплено на 3 миллиона долларов. Потери при применении шприцев с мертвой зоной — 2%, это 69 тысяч долларов. Один шприц с иглой толще 29G может применяться 2-3 раза (не надо говорить, что разовые шприцы применяются 1 раз. Ни в одной стране индивидуальные инсулиновые шприцы не применяют 1 раз). Шприц с иглой 29 или 30G, да еще с двухсторонними колпачками можно применять более 5 раз. Плюс к этому, в результате применения толстых игл — развитие липодистрофии, которое требует дополнительного лечения. Вот вам экономия!

Это не считая психологических факторов. Ежедневные 3-5-и разовые инъекции. Невыносимо даже для взрослых. Что же это для детей? Ежедневный кошмар. Точно также можно просчитать и каждый препарат, и часто мы увидим: цена препарата и цена лечения — это абсолютно разные понятия.
И не надо нам говорить о политике и международном сотрудничестве! Главная политика, и к этому призывает нас Президент нашей страны — это народ своей страны.
ДАРК за то, чтобы в нашей стране была здоровая конкуренция, было много наименований продукции, но только качественной. Еще раз повторюсь: необходимо, чтобы клинические исследования проводились согласно единого протокола на базе лицензированных клиник и обеспечили стране полное соответствие предоставляемых препаратов предоставленным документам.

Как поставить такой заслон? — наверное, должны думать и в комитете по госзакупкам, и в Министерстве Здравоохранения. Но уже сегодня Минздрав на стадии инструкции к тендерам может отсечь больший процент малоэффективных или малоизвестных препаратов. Ужесточение требований к участникам тендеров — один из этих путей. Мы же, к сожалению, наблюдаем обратное. Условия становятся все более лояльными. Даже такие требования, как предоставление сертификатов GMP, ВОЗ — отменены. Отменены квалификационные требования о подтверждении надежности компаний. Создалась компания и через неделю участвует в тендере.

Мы понимаем, что часто Министерство Здравоохранения связано по рукам и ногам: хочется купить самое лучшее, но по закону надо купить самое дешевое. Но то, что сделать можно сегодня, необходимо делать. Экономя копейки — теряем тысячи. Побочные эффекты, осложнения, психологические травмы (попробуйте ежедневно делать 5-6 уколов толстой иглой) — все это укорачивает жизнь пациента, увеличивает армию инвалидов, сокращает рабочий потенциал страны. А дети! Их становится все больше и больше с диагнозом «сахарный диабет». Мы должны вырастить из детей с диабетом полноценных граждан, счастливых людей. Это возможно. Но необходимы наши общие совместные усилия:

1. Органы здравоохранения: это профилактика, грамотное лечение, качественные препараты, школы диабета, врачебная этика.
2. Органы образования: начальные знания о диабете воспитателям, преподавателям, особенно преподавателям физкультуры, оборудование медицинских кабинетов, плакаты о поведенческих факторах, ведущих к диабету, квота на поступление в институт или среднее специальное заведение.
3. Агентство по спорту: методики по физическим нагрузкам людям с сахарным диабетом, организация специальных спортклубов, широкомасштабные спортивные мероприятия для людей с диабетом.
4. СМИ: освещение проблем диабета, в том числе экстремальных ситуаций, воспитание общества правилам отношения к людям с ограниченными возможностями, мотивация к здоровому образу жизни.
5. Министерство труда и социальной защиты: профилактика и ранняя реабилитация, создание медико-социальных центров, обеспечение инвалидов специальными средствами (протезы, стельки, коляски и т.д.), работа МСЭКов.
6. НПО: мотивация людей с диабетом к полноценной жизни, воспитание чувства достоинства, защита прав пациентов, обзор проблем людей с диабетом в регионах с дальнейшей передачей информации в органы власти. Можно еще много говорить о том, что надо сделать: и Министерству финансов, и Министерству экономики, и Министерству торговли, и т.д., но все можно сформулировать фразой — Забота о человеке!

Не могу не обратить внимание на работу комиссий, для которых этот девиз должен быть самым главным. МСЭКи! Сегодня стало модным говорить фразу «Диабет — это не болезнь, а образ жизни». Неправда! Диабет — это болезнь, к сожалению, сегодня неизлечимая, тяжелая и страшная. Болезнь, которая требует определенного образа жизни. Требует жесткого выполнения этих условий для предотвращения развития тяжелых осложнений, приводящих к летальному исходу. Огромное количество жалоб от больных людей на работу этих комиссий. Я понимаю, что есть люди, которые хотят получить группу инвалидности необоснованно. Возможно, такие есть! — Единицы! Но в основном на МСЭК врач отправляет больного с необратимыми осложнениями, которые не всегда видны невооруженным взглядом. На что жалобы? На часто, буквально бесчеловечное отношение. «Да ты посмотри на себя! На тебе пахать можно, румянец в полщеки. Как не стыдно, бессовестный, лентяй! Спартакиады придумали, бегаете, а работать не хотите!» и т.д. и т.п. И человек уходит из кабинета с сахарами, с которыми только в стационар отправлять. Депрессия, связанная с заболеванием еще более усугубляется. И все чаще после такой «поддержки» на МСЭКе слышатся слова: «Я не хочу больше жить!»

(Слайд)
Посмотрите на эту женщину. Кто скажет, что эта фотография сделана за неделю до ее смерти. До смерти от диабета. Да, люди с диабетом часто выглядят очень хорошо, несмотря на все свои осложнения и страдания. Но инвалидность должна присваиваться по показаниям, а не по внешним данным. Главным критерием присвоения группы инвалидности должно стать наличие осложнений диабета, а не декомпенсация или внешний вид больного сахарным диабетом. Из Восточно-Казахстанской, Костанайской, Алматинской областей пришли вообще абсурдные сигналы. МСЭКи не присваивают инвалидность вновь заболевшим детям, требуя прийти через 1,5-2 года: «Может, вылечитесь!». Что, члены комиссии не знают, что сахарный диабет I типа у детей носит лабильный характер, имеет тяжелое течение, является хроническим, неизлечимым заболеванием, требующим 4-5 разовое введение инъекций инсулина. А если не знают, значит должны на комиссию пригласить эндокринолога, а не высказывать подобные заявления.

Не могу не сказать и о проблеме лечащих врачей. Лечащий врач — это опора и надежда больного на всю жизнь. Друг, но не властитель. Сегодня проблема «Власть врача!» вынесена ВОЗ на всеобщее обсуждение. Не должен больной зависеть от врача. Врач должен назначать схему терапии, а не заниматься закупом, выдачей и распространением препаратов. Как объяснить пациенту, почему врач одному больному выдал препарат французского или немецкого производства, а другому — украинский, индийский или казахстанский. Почему, с большим трудом скомпенсированный больной по воле врача или чиновника, ответственного за закуп, должен переходить на другой препарат, приводящий к возврату декомпенсации. Сегодня не только врачи, но и больные знают, что декомпенсация — это гарантия всех осложнений диабета. Для чего во всех странах и у нас, в том числе, введены регистры по сахарному диабету. Каждый больной индивидуален, каждый организм требует своего лечения. Иногда подбор схемы терапии требует нескольких месяцев. И все насмарку! Я не одобряю, но вполне понимаю больных, которые кидают врачу препараты, неподходящие им. Ведь в результате — это они слепнут, они теряют ноги, у них останавливаются сердца. Врач должен лечить. Дайте ему возможность делать это профессионально. Не навреди! А у нас уже есть случаи, когда смерть наступает в результате перевода больного с одного препарата на другой.

Необходимо вернуть практику выдачи медикаментов в аптеках. В этом случае и режим хранения препаратов можно всегда проверить. Также считаю необходимым прекратить работу фармацевтических фирм с рядовыми врачами. Наши ведущие фармацевтические компании постоянно ведут образовательные программы для специалистов. Прекрасно! И делают они это через управления здравоохранения, Минздрав или по крайней мере, через главврача. Но речь идет о пачках заготовленных рецептов, которые мы видим на столах докторов: осталось только вписать фамилию пациента. Врач получает комиссию с каждого рецепта, а еще лучше — врач на своем месте продает препараты больным. В итоге (как пример): при самой банальной простуде выписываются дорогостоящие антибиотики последнего поколения, и как результат, мы получаем инфекцию, устойчивую к антибиотикам. Мы понимаем, что врач сегодня вынужден подрабатывать, но не на здоровье людей, зависящих от него. Необходимо решать вопрос повышения зарплаты, то есть устранять причину такого поведения докторов. Законодательно запретить врачам заниматься распространением препаратов на рабочих местах.

И еще! Согласно ст. 44 п. 3 Закона «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан» каждый больной имеет право на свободный выбор медицинской организации и врача. Попробуйте перейти от одного врача к другому! Этот пункт Закона не выполняется. А если и выполняется, то мы наблюдаем следующее: врач, к которому рвутся больные, получает столько же, сколько и врач, от которого больные просто бегут. А очереди? Какие 12 минут на больного? Даже этих минут не отпускается на прием. Количество больных растет, количество врачей, в лучшем случае, не уменьшается. Отсюда и некачественный прием и поздняя диагностика осложнений, и как следствие — огромные дополнительные расходы.

Можно еще очень много времени говорить о проблемах, связанных с диабетом, о его бремени, о жизни, несмотря на боль и страдания, о надеждах и перспективах. И прежде, чем озвучить предложения ДАРК по уменьшению бремени диабета, я хотела бы коротко остановиться еще на одном вопросе. Пару лет назад к нам в Казахстан приезжало очень много желающих построить завод по выпуску инсулинов. Затем этот поток практически иссяк, а теперь, по поступившей информации, этот вопрос вновь обсуждается в Министерстве здравоохранения. Сегодня мы гордимся, что в Казахстане большая часть больных получают человеческий инсулин мирового качества. Не так много стран из постсоветского пространства могут похвалиться этим. Нам же предлагают вернуться к животным инсулинам. Во-первых, это шаг назад, это ухудшение самочувствия больных, это толчок (по мнению многих врачей-практиков) к развитию осложнений. Во-вторых, свиные инсулины (это наиболее качественные животные инсулины) многие больные, исповедующие мусульманскую религию, отказываются применять. И в-третьих, даже самый маленький завод покроет потребность Казахстана в инсулине за 2-3 месяца. А затем? Куда их продавать? Невыгодно по всем статьям! Несколько врачей во время моей поездки в Павлодар и Караганду, узнав о намерениях строительства инсулинового завода в Казахстане не сговариваясь сказали: «Я сразу уйду из эндокринологии!». Пациенты реагируют иначе: «Мы будем вынуждены уезжать из своей страны». Сегодня нужно думать не о заводах по выпуску инсулинов, а о налаживании производства отечественных продуктов диетического питания и товаров, необходимых при профилактике сахарного диабета.
И все это — экономика! Все это вопросы, влияющие на положение здравоохранения, влияющие на жизнь человека в стране.

Дорогие друзья!
В нашей стране все более настоятельной в последнее время становиться задача социальной поддержки больных сахарным диабетом и организация на современном уровне диабетического сервиса. На возникновение и последствия этого тяжелого недуга, поражающего до 10% населения, хотя и обусловленного наследственными механизмами и свойствами иммунной системы, огромное влияние оказывает состояние экономики и экологии. К факторам, которые усугубляют ситуацию, можно отнести следующие:

  • снижение уровня материального обеспечения поддержки здоровья и даже уровня питания детей;
  • постоянно ухудшающаяся экологическая обстановка (к примеру, 80% болезней согласно исследованиям ВОЗ связано с низким качеством питьевой воды);
  • низкий уровень материально-технического и финансового обеспечения медицинских учреждений;
  • низкое качество большинства продуктов питания и недостаточный ассортимент продуктов лечебного назначения для больных сахарным диабетом;
  • слабая оснащенность лечебных учреждений средствами, позволяющими диагностировать на ранних стадиях и лечить осложнения диабета;
  • и, наконец, крайне низкий уровень информационного обеспечения населения и, в том числе, больных сахарным диабетом, что приводит к почти полной медицинской безграмотности, отсутствию у больных навыков и знаний, которые могли бы позволить им не только ощущать себя, но и на самом деле быть полноценными членами общества.
    Программа поддержки больных сахарным диабетом, обусловленная наличием перечисленных выше факторов, должна включать в себя ряд проектов, обеспечивающих решение задач профилактики и лечения одного из самых тяжелых и распространенных недугов современности — сахарного диабета и его последствий.

Разрешите в конце доклада вынести на ваше обсуждение предложения ДАРК, направленные на уменьшение бремени диабета в РК:

I МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИАБЕТА И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЙ:

1. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом:
— Выделение диабетологии в отдельную службу
— Увеличение финансирования действующих эндокринологических клиник и отделений с целью повышения качества медицинского обслуживания больных и улучшения питания больных, находящихся в стационарах
— Право выбора лечащего врача
— Создание кабинетов диабетической стопы в амбулаторно-поликлинических учреждениях
— Организация регистров больных сахарным диабетом в каждой поликлинике
— Физическая реабилитация больных сахарным диабетом на базе диабетологических центров
— Оснащение педиатрических кабинетов в поликлиниках средствами контроля диабета
— Организация медицинских центров для больных диабетом 2 типа с дневными стационарами интенсивной терапии, оснащенных необходимым медицинским оборудованием
— Оснащение машин скорой и неотложной помощи средствами контроля гликемии и выведения из коматозных состояний
— Гарантированное обеспечение больных диабетом современными лекарственными препаратами и диагностическими средствами
— Разработка и внедрение единой инструкции для участников открытого конкурса по закупке противодиабетических средств, средств доставки инсулина и средств самоконтроля, гарантирующей приобретение из средств госбюджета (республиканского и местного) только высокоэффективной и высококачественной продукции
— Организация системы учета, контроля и отпуска противодиабетических препаратов

2. Улучшение практического руководства диабетом:
— Организация школ обучения больных диабетом, их обеспечение диагностическими средствами и методическими пособиями
— Издание методических пособий для больных диабетом по основам диетологии, самоконтролю и профилактике осложнений диабета
— Оснащение методических кабинетов и информационно-аналитических центров необходимым оборудованием и регламентирующими документами
— Проведение семинарских занятий для врачей-терапевтов по методике диабетологической образовательной программы
— Организация обучающих циклов по подготовке диабетологов, педиатров, диетологов, психологов и специализированных медицинских сестер диабетологического профиля
— Обеспечение системы мониторинга уровня гликемии у больных диабетом
— Поэтапное оснащение лабораторий амбулаторно-поликлинической сети современными анализаторами глюкозы
— Создание системы обеспечения качества исследований уровня гликозилированного гемоглобина и микроальбуминурии у больных диабетом

3. Ранняя диагностика диабета и его осложнения:
— Скрининг жителей в возрасте старше 18 лет на предрасположенность к диабету
— Мониторинг детей, входящих в группу риска по диабету, на титр антител к островковым клеткам поджелудочной железы
— Проведение скрининга на диабетическую ретинопатию и ее профилактика у больных диабетом
— Определение группы риска по »диабетической стопе» и организация занятий больных диабетом по обучению правильному уходу за ногами
— Проведение мониторинга больных диабетом на микроальбуминурию
— Обеспечение диабетологических отделений расходными материалами для определения гликозилированного гемоглобина
— Презентивные мероприятия, направленные на предупреждение осложнений диабета, в рамках системы обязательного медицинского страхования
— Издание диабетического журнала
— Организация телепередач и радиопрограмм по тематике диабета
— Выпуск массовым тиражом информационных материалов для жителей Казахстана по профилактике диабета и его ранней диагностике

4. Развитие моделей доврачебной помощи больным сахарным диабетом:
— Проведение занятий по обучению больных сахарным диабетом основам самопомощи и взаимопомощи
— Разработка рекомендаций по лечебному питанию для больных диабетом
— Организация консультаций по диетологии и психологии для больных диабетом
— Создание специализированной службы по трудоустройству больных диабетом
— Разработка программы страхования лиц, страдающих диабетом, в целях обеспечения профилактических и лечебных мероприятий, а также последующей реабилитации указанных лиц
— Проведение Дней Диабета
— Проведение Казахстанских Диабетических Спартакиад
— Организация тематических выставок »У диабета два лица»
— Обеспечение больных диабетом, входящих в группу риска по ампутации конечностей, ортопедической обувью и стельками
— внедрение зарубежных технологий производства ортопедической обуви и стелек для больных диабетом в отечественное производство

5. Социальная адаптация инвалидов с сахарным диабетом:
— Дополнительное финансирование для особо нуждающихся больных сахарным диабетом, направляемое на их лечение, в том числе, за рубежом
— Для предотвращения психологических травм ребенок, заболевший сахарным диабетом, признается инвалидом с детства, но называется пациентом с ограниченными возможностями
— Первоочередное обеспечение местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях
— Право на бесплатное социальное обслуживание
— Право на бесплатные физкультурно-спортивные услуги, услуги учреждений культуры
— Внеочередное обслуживание инвалидов с диабетом I типа на предприятиях торговли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами
— Бесплатная или на льготных условиях медицинская помощь и предоставление лекарств
— Создание предприятий общественного питания и проведение на их базе благотворительных мероприятий
— Организация торговли дотационными товарами и продуктами питания для диабетиков, в том числе, с выездом к инвалидам и престарелым малоимущим больным
— Право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий по льготным ценам
— Право на санаторно-курортное лечение ребенка-инвалида, путевка на тех же условиях сопровождающему
— Бесплатный проезд на всех видах городского и пригородного транспорта
— Право на освобождение от итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов общеобразовательных учреждений при диабете (по решению врачебной комиссии с участием лечащего врача)
— Право на полную непригодность к службе в армии при диабете

6. Создание Центра ранней медико-социальной реабилитации и профилактики осложнений у людей с сахарным диабетом.
7. Создание сети коммерческих предприятий диабетического сервиса (магазинов, кафе и т.п.), имеющих ассортимент товаров и продуктов питания, способствующих поддержанию нормального образа жизни больных сахарным диабетом.
8. Создание ряда льгот по налогообложению для отечественных производителей, создающих экологически чистые продукты.
9. Создание льгот по таможенным тарифам и налогообложению для организаций, поставляющих в Казахстан из-за рубежа диетические и диабетические продукты и товары, предназначенные для больных сахарным диабетом.

II ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ПРИКАЗ № 174-п «ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬ-СТВОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИН, ГРУПП ИНВАЛИДНОСТИ И СТЕПЕНИ УТРАТЫ ТРУДОСПОСОБНОСТИ»:
Дополнить Статью 3 «Порядок освидетельствования, установления причин, групп инвалидности и степени утраты трудоспособности» следующими пунктами:

  • При направлении на МСЭ (первичное и повторное) все обследование больных сахарным диабетом должно быть бесплатным.
  • Во всех территориальных МСЭ определить конкретные дни (один раз или 2 раза в месяц) для освидетельствования эндокринных больных. В эти дни приглашать в состав комиссии МСЭ опытного врача-эндокринолога с правом решающего голоса.
  • При освидетельствовании (первичном и повторном) больные сахарным диабетом I типа (инсулинозависимые) должны обслуживаться в первую очередь.
  • Учитывая психологический фактор, необходимо проводить освидетельствование детей отдельно от взрослых, возможно выделив для этого специальный день.
  • Учитывая, что сахарный диабет I типа у детей носит лабильный характер, тяжелое течение, является хроническим, неизлечимым заболеванием, требующим ежедневного введения инъекций инсулина — необходимо всем заболевшим детям оформлять пособие по инвалидности с детства с момента заболевания сроком до достижения 16-ти летнего возраста.

Дополнить Статью 4 «Порядок переосвидетельствования, установления причин, групп инвалидности и степени утраты трудоспособности инвалидов» следующим пунктом:

  • Случаи перевода больных сахарным диабетом со II группы на III группу должны быть предметом пристального изучения: либо изначально была неправильно определена группа инвалидности, либо врач некачественно оформил направление больного на МСЭ, либо действительно имел место случай реабилитации. В случае неправильного перевода больного сахарным диабетом со II группы инвалидности на III группу необходимо проводить повторное обследование и освидетельствование больного.

III ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПАРЛАМЕНТ РК О РАЗРАБОТКЕ ЗАКОНА «О ПРАВАХ ПАЦИЕНТОВ» ИЛИ ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОПРОЕКТ «ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РК»

Внести в законопроект следующие статьи:

Право пациента на жизнь
Право на жизнь является основополагающим правом и реализуется через предоставление пациентам права на безопасное вынашивание беременности, естественное деторождение, охрану здоровья, включая право на необходимую медицинскую и лекарственную помощь.
Ребенок имеет право на охрану здоровья с момента зачатия.

Право пациента на свободу от дискриминации
Любой отказ без законных оснований, предусмотренных правовыми актами Республики Казахстан, в предоставлении лицам, имеющим инвалидность, физические недостатки или психические расстройства, в полном или недостаточном объеме необходимой медицинской помощи, сохранении за ними рабочего места на период лечения, а также при назначении социальных пособий, установлении льгот, должен рассматриваться как дискриминационные действия. Пациентам гарантируется равная доступность всех видов необходимой медицинской помощи и связанных с ней услуг. Влияние дискриминационных факторов не допускается в случаях, когда медицинская помощь должна быть оказана одновременно нескольким пациентам. Медицинский работник при определении очередности ее оказания обязан руководствоваться исключительно медицинскими показаниями.

Право пациента на безопасность в сфере здравоохранения
Пациенты имеют право на безопасность, исключающую возможность риска для жизни или причинения вреда их здоровью при медицинском вмешательстве. Использование методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, а также лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и программного обеспечения допускается только при наличии разрешения, выдаваемого после регистрации республиканским органом здравоохранения в порядке, установленном законодательством РК. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья пациентов любое медицинское вмешательство, производство, закупка или продажа медицинской продукции, осуществляются в соответствии с установленными республиканскими стандартами при соблюдении санитарных норм и правил. Не допускается использование методов воздействия на организм человека, не поддающихся стандартизации, качественной оценке и вследствие этого последующему контролю применения. Ответственность за обеспечение безопасности пациентов, находящихся в учреждениях здравоохранения, независимо от форм собственности, несет администрация этого учреждения, либо врач, занимающийся оказанием платных услуг или частной практикой. Право пациента на сохранение психической и физической целостности при медицинском вмешательстве.
Соблюдение права на сохранение психической и физической целостности организма пациента является обязательным условием оказания ему медицинской помощи. Это право не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законодательством РК и необходимы для спасения жизни пациента. Медицинское вмешательство, способное повлечь ухудшение физического или психического состояния здоровья пациента, допускается только в интересах лечения пациента. Решение о таком вмешательстве принимается консилиумом врачей, а в экстренных случаях, при невозможности собрать консилиум, — лечащим (дежурным) врачом, о чем делается запись в медицинской документации пациента.

Право на облегчение боли
Пациент имеет право на облегчение боли. Лечение смертельно больных, испытывающих хроническую боль пациентов, должно быть направлено на облегчение их страданий. Лечение при тяжелой хронической боли должно носить индивидуализированный характер и соответствовать потребностям пациента. Пациентам, страдающим острой болью, а также смертельно больным пациентам, страдающим хронической болью, гарантируется доступность обезболивающих лекарственных средств, обеспечивающих в количественном и качественном отношении адекватное ведение болевого синдрома.

Право на участие в планировании и проведении лечения.
В случае наличия у пациента хронического заболевания врач обязан научить пациента методам самопомощи, включая профилактику и доврачебные диагностику и способы преодоления возникающих болезненных симптомов, в целях сохранения пациентам независимости и максимальной возможности функционирования как дома, так и в обществе. Просьба пациента об оказании ему дополнительных медицинских и сервисных услуг, не входящих в план обязательного лечения, предусмотренного врачом, может быть удовлетворена с учетом состояния здоровья пациента и за дополнительную плату, вносимую им в порядке, установленном законодательством РК.

Право на получение медицинской информации.
Пациент пользуется правом на получение информации о состоянии его здоровья, диагнозе, прогнозе, лечении его заболевания, способах профилактики, возможном риске, связанном с медицинским вмешательством. Пациенту предоставляется также право на получение информации о преимуществах предлагаемых и альтернативных методов и форм оказания ему медицинской помощи. Право на получение информации не подлежит никаким ограничениям, за исключением случаев, когда информация может нанести серьезный вред состоянию здоровья пациента. Информация сообщается врачом, иным медицинским работником, оказывающим помощь пациенту в доступной для него форме, в устном или письменном виде. Если пациент не говорит на русском языке, ему должен быть предоставлен переводчик.
Пациент имеет право на отказ от получения информации, который оформляется письменно и включается в медицинскую документацию пациента. Пациент может назначить лицо, которому следует сообщить информацию о здоровье пациента. При поступлении в стационарное учреждение здравоохранения пациент должен быть информирован о профессиональном статусе, именах и фамилиях медицинского персонала, который будет оказывать ему медицинскую помощь, а также о правилах, которые пациент обязан соблюдать во время своего пребывания в учреждении здравоохранения. Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях как пациента, об оказываемых услугах, их стоимости (при условии, если услуги платные), а также о порядке их предоставления. Информация о правах пациента должна быть вывешена в учреждении здравоохранения или находиться там в открытом доступе. Пациенты в возрасте старше 15 лет имеют право на допуск к своей медицинской информации. Врач учреждения, по просьбе пациента, обязан дать необходимые разъяснения, связанные с содержанием медицинской информации. Медицинская информация (документация) может не предоставляться пациенту для ознакомления, не выдаваться в виде выписок и копий в случае, если эта информация: может нанести серьезный вред здоровью пациента или здоровью члена его семьи и, таким образом, повлечь за собой нарушение права на безопасность; касается других лиц, обстоятельств их жизни и может привести к нарушению прав этих лиц на неприкосновенность личной жизни; касается исключительно административных вопросов деятельности учреждения здравоохранения; в случае отказа в предоставлении пациенту медицинской информации по мотивам того, что это может нанести серьезный вред его здоровью, пациент вправе поручить любому лицу ознакомиться с запрашиваемыми данными или обратиться в суд.
После окончания лечения пациент вправе получить выдаваемую лечащим врачом письменную справку или выписку из истории болезни о диагнозе, проведенном лечении и соответствующими рекомендациями.

Соблюдение принципа неприкосновенности личности при оказании медицинской помощи.
Не допускается вмешательство в личную жизнь пациента, за исключением случаев, когда он сам дает на это согласие, либо когда такое вмешательство может быть оправдано необходимостью установления диагноза, осуществления лечения пациента и ухода за ним. Право пациента на неприкосновенность личной жизни реализуется через: право на конфиденциальность информации, право на анонимность обследования, право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений в случае нахождения в стационарном учреждении здравоохранения. Осуществление указанных прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые устанавливаются законом и необходимы для охраны здоровья населения и защиты прав других лиц. По просьбе пациента его обследование может проводиться анонимно. Перечень заболеваний, исключающих анонимность обследования пациента, устанавливается органами здравоохранения РК. Право пациентов на неприкосновенность личной жизни предполагает, что медицинское вмешательство может осуществляться в присутствии тех лиц, которые обеспечивают медицинскую помощь и уход за пациентом, если пациент не примет иного решения в отношении присутствия других лиц, и если сама технология оказания медицинской помощи в данном конкретном случае позволяет это.

Право пациента на медицинскую экспертизу.
Пациентам предоставляется право на медицинскую экспертизу, в том числе, на экспертизу профессиональной пригодности, экспертизу временной нетрудоспособности, медико-социальную, судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую и патологоанатомическую экспертизу (включая исследование биопсийного материала). При возникновении споров, связанных с проведением медицинской экспертизы, пациенты имеют право обратиться в соответствующий орган здравоохранения, орган исполнительной власти или суд. Условия и порядок проведения всех видов экспертиз, а также возмещения затрат на их осуществление, определяются законодательством РК.
Обязанности пациентов

Пациент обязан:
— проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт;
— сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания;
— после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания;
лечащего врача;
— соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, где он находится;
— сотрудничать с врачом при получении медицинской помощи;
— немедленно информировать врача об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения;
— незамедлительно обращаться к врачу при подозрении на наличие, либо при наличии заболевания, представляющего опасность массового распространения;
— не предпринимать действий, способных нарушить права других пациентов.
Внести в Закон новую главу:
«Ответственность за нарушение прав и обязанностей пациентов»

Гарантии защиты прав пациентов
Защита прав пациентов осуществляется администрацией учреждений здравоохранения, комиссиями по защите прав пациентов при органах здравоохранения, общественными организациями, включая объединения пациентов и (или) их семей, этические комитеты (комиссии), которые действуют в пределах, установленных их уставами. В случае нарушения своих прав пациент или его законный представитель могут обратиться в органы здравоохранения, в суд, к Уполномоченному по правам человека в РК.
Порядок обжалования противоправных действий в отношении пациентов устанавливается законодательством РК.

Комиссии по защите прав пациентов
Комиссии по защите прав пациентов создаются при органах здравоохранения и занимаются всеми связанными с соблюдением и реализацией этих прав вопросами. При республиканском органе здравоохранения действует республиканская комиссия по защите прав пациентов, которая в том числе решает конфликтные вопросы, возникающие в области прав пациентов. Комиссии по защите прав пациентов: проверяют обоснованность жалоб и обращений пациентов, связанных с нарушением их прав; ходатайствуют перед лицензионной комиссией о приостановлении или аннулировании лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность лиц, совершивших противоправные действия в отношении пациентов; направляют в органы прокуратуры материалы проверки при наличии в действиях медицинских и фармацевтических работников состава преступления; обращаются с иском в суд по всем фактам противоправных действий, требующих его решения. ответственности к нарушителям в соответствии с законодательством РК; ходатайствуют перед лицензионной комиссией о приостановлении лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность рекламодателей, осуществляющих незаконную (запрещенную) рекламу. Порядок создания и деятельности республиканской комиссии по защите прав пациентов определяется положением о ней, утверждаемом Правительством РК.

Ответственность за нарушение прав пациента
Лица, виновные в нарушении прав пациента, определенных настоящим законом, несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством РК. Вред, причиненный здоровью пациентов в результате нарушения их прав, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством РК. Факт совершения в отношении пациентов противоправных действий, повлекших причинение вреда их здоровью, может быть признан в результате досудебного разбирательства с участием Комиссий по защите прав пациентов, представителей общественных организаций по защите прав пациентов и профессиональных медицинских ассоциаций, страховых организаций и (или) в судебном порядке. Условия и порядок страхования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью пациента, а также порядок выплаты компенсаций определяются законодательством РК.

Государственный и общественный контроль за соблюдением прав пациента и обеспечением его безопасности
Государственный и общественный контроль за соблюдением прав пациента и обеспечением его безопасности осуществляют органы здравоохранения, действующие при них комиссии по защите прав пациентов, а также иные министерства и ведомства в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РК. Общественный контроль за соблюдением прав пациентов могут осуществлять объединения медицинских (фармацевтических) работников, объединения пациентов или членов их семей, иные общественные объединения в пределах, установленных законодательством РК. Надзор за соблюдением законности при обеспечении прав и безопасности пациентов осуществляется Генеральным прокурором РК и подчиненными ему прокурорами.

Спасибо за внимание