Главная > Доклады > «Диабет и дети», по материалам «Юридической газеты»

«Диабет и дети», по материалам «Юридической газеты»

«Диабет и дети», по материалам «Юридической газеты»

Ребенок с диабетом в школе

Каждый, кто находится рядом — школьная медсестра, преподаватели, в нужный момент должны знать и уметь, как оказать первую помощь ребенку с таким диагнозом.

В последнее время Диабетическая ассоциация РК (ДАРК) проводит активную работу с Министерством образования и науки РК по проблемам, касающихся детей и подростков с сахарным диабетом в школе, так как в свете быстрого роста этого заболевания в нашей Республике — это очень серьезная проблема.

Недавно президент ДАРК Наталья Тукалевская впервые в нашей Республике провела лекцию для руководителей школ по проблеме сахарного диабета в школах и защите прав детей и подростков, страдающих этим заболеванием. Мероприятие состоялось в Республиканском институте повышения квалификации Сотрудников образования г. Алматы.

Наталья Николаевна обратила внимание аудитории на рост в Казахстане заболеваемости диабетом среди детей и подростков и не только так называемым ювинильным (юношеским) диабетом типа I. Если еще пять лет назад в Республике не было ни одного ребенка с диабетом типа II, которым заболевают в основном пожилые люди, то сегодня таких детишек в стране более ста человек. И порядка двух тысяч детей имеют диабет типа I.

К сожалению, необходимые внимание и заботу дети с диабетом далеко не всегда встречают в школе. Ведь очень часто именно с подачи учителя начинается их «дискриминация».

ДАРК провела мониторинг в школах, и выяснилось, что девяносто процентов медицинских сестер в школах не знают, как оказать помощь при диабете. Очень много жалоб поступило на то, что уколы в школе сделать проблемно, так как в медицинские кабинеты попасть практически невозможно. Но у ребенка обязательно должна быть возможность сделать укол именно в медицинском кабинете, а не в туалете, как это часто происходит на сегодняшний день.

Существует и еще одна проблема. Родители часто скрывают болезнь своего ребенка, не понимая, какой опасности они подвергают его жизнь. Объясняют они это тем, что такого неизлечимо больного ребенка вынуждают перейти на домашнее обучение, чтобы не брать на себя ответственность за этого ребенка.

Эта ситуация очень сложная, так как, когда о заболевании становится известно в школе, зачастую ребенок остается вне коллектива, его перестают пускать на уроки физкультуры, соревнования, не берут в турпоходы и экскурсии. Хотя и физические упражнения в умеренных объемах и даже спорт, человеку с диабетом показаны и обязательны. Но должны проходить под контролем.

С этого года ДАРК в партнерстве с Комитетом по защите прав детей Министерства образования и науки РК начали обучение учителей и медицинских сестер в школах помощи детям с диабетом. В программе «Школа и дети с сахарным диабетом» рассказывается о поведенческих особенностях этих детей и помощи им.

Все это делается для того, чтобы привлечь внимание учителей и руководителей школ к проблеме детского диабета. Очень важно добиться, чтобы родители детей с диабетом не боялись за своих чад, отправляя их в школы и детские сады.

Диабет – пока еще неизлечимое заболевание, которое часто приводит к тяжелым осложнениям и инвалидности ребенка. Оно требует особой системы инсулинотерапии (до пяти уколов в день), режима питания и отдыха и значительно ограничивает его жизнедеятельность. Это значит, что такие дети нуждаются не только в дополнительной заботе при учебном процессе, но и при реабилитации и интеграции в окружающую среду.

Дополнительной заботы требует и семья, воспитывающая ребенка с диабетом. Понятно, что многие проблемы могли бы быть сняты с плеч учителя, будь у нас в школах хорошо налаженная система помощи ребенку с диабетом или любому другому ребенку с иным хроническим заболеванием со стороны школьного медицинского работника, социальной службы, школьного психолога. Безусловно – за этим будущее. Но пока этого нет, а проблема диабета уже существует, эти дети посещают общеобразовательную школу и главным действующим лицом для них в школе остается учитель. Кстати, в развитых зарубежных странах, где проблема диабета давно и эффективно решается на всех уровнях, ребенок с диабетом, большую часть своего времени проводящий в школе, чувствует, в первую очередь, заботу учителя, а учитель отвечает за жизнь своего ученика.

Как же проявляется сахарный диабет у детей?

Сахарный диабет – это такое состояние организма, при котором он не может вырабатывать достаточное количество инсулина. Когда инсулина не хватает, уровень глюкозы (сахара) крови значительно повышен. Ребенок часто пьет, много мочится, теряет энергетические запасы организма, худеет. Эти симптомы характерны для болезни в ранней ее стадии. Все дети, у которых выявлен диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина.

Диабет у детей развивается быстро и бурно, если мы говорим о диабете типа I. Признаки с каждым днем становятся более выраженными и состояние быстро ухудшается. Учителя и все окружающие должны знать о том, что при проявлении первых признаков данного заболевания, особенно у детей, необходимо срочно обратиться к врачу и проверить уровень сахара в крови. На что же надо обратить внимание? Ребенок стал быстро уставать, стал раздражителен, много пьет, теряет вес, часто бегает в туалет. Есть и другие признаки, при которых ребенка отправляют домой – это тошнота, рвота, боль в животе – которые можно списать и на другие заболевания. В этом случае так же необходимо провериться на диабет.

Избыточный вес, жажда, зуд кожи, вялость, повышенное чувство голода – эти признаки могут говорить о диабете типа II. Основная тяжесть в процессе возвращения ребенка после постановки диагноза «сахарный диабет» к нормальной жизни, во многом ложится на школу. Дети есть дети, и даже самые старшие из них – учащиеся последних классов школы — нуждаются в ненавязчивом, осторожном присмотре. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет о некоторой дополнительной заботе о них, вызванной теми критическими ситуациями, в которых они могут оказаться из-за болезни. Конечно, классному руководителю следует ознакомиться с необходимой информацией о диабете как заболевании и ознакомить с ней других учителей (отдельная информация также должна быть для школьной медсестры, учителя физкультуры, работников столовой).

Наталья Николаевна привела пример из жизни о том, как важно вовремя распознать сахарный диабет у ребенка, чтобы не допустить осложнений в будущем.

Мальчик во время летних каникул сильно похудел, родители списали это на активные занятия футболом; постоянно испытывал чувство жажды. Дома такое частое питье списывали на то, что жарко. Между тем, после комариного укуса, он расчесал ногу. Высокий сахар в его крови не давал заживать образовавшейся ранке, несмотря на то, что ее стали регулярно обрабатывать. Но ранка не просто не заживала, а постепенно увеличивалась в своих размерах. В результате подросток лишился ноги. И только в больнице, где проходила операция, установили наличие у мальчика сахарного диабета.

Кто знает, чем бы закончилась эта история, если бы заболевание выявили раньше. Быть может тогда, мальчик не распрощался бы навсегда со своей мечтой стать футболистом. А сегодня играл наравне с другими ребятами в любимый футбол.

Рекомендации медиков

Нередко учитель не зная болезни ребенка, может не заметить тревожные сигналы, вызванные его физическим состоянием. Вот несколько советов, как можно помочь больному ребенку.

У больного сахарным диабетом может произойти ситуация при которой повышается уровень сахара крови. Причины его повышения могут быть самые разные: малое количество инсулина — неправильно подобранная дозировка; начинающееся инфекционное заболевание (например, банальная простуда), много съеденных сладостей. Учитель должен знать, что вслед за повышением сахара ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет. Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку, заметив: «Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!», это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек, попадали в неловкую ситуацию.

Другая ситуация – гипогликемия.

Гипогликемия или низкий сахар в крови, ниже 3,9 ммоль/л — это очень сложное и острое осложнение диабета. Это тяжелое состояние, которое может случиться у больного в результате того, что:

— ребенок сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу (слишком большую, в сравнении с вышеприведенным примером);

— поел слишком мало, пропустил или отложил прием пищи;

— активно работал, получил значительную физическую нагрузку без дополнительного приема углеводов. Типичные симптомы гипогликемии: чувство слабости; повышенные нервозность, волнение, агрессивность; сильная потливость; тошнота; обидчивость, смущение, плаксивость, смятение; ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений; дрожание рук и озноб; возможная потеря сознания. Здесь важно, чтобы учитель смог оперативно распознать признаки «гипо» (ребенок, особенно младших классов, не всегда может это сам сделать) и срочно принять необходимые меры.

Чтобы помочь достаточно пары минут

В первую очередь, нужно определить уровень сахара глюкометром ребенка, так как плохое самочувствие ребенка не обязательно связано с гипогликемией.

При первых признаках «гипо» ему нужно срочно достать из портфеля и, вне зависимости от того, где он находится (например, на уроке), выпить сладкий фруктовый сок (0,5 стакана) или съесть три кусочка сахара (конфеты), или печенье, или принять 3 таблетки глюкозы по 5 граммов.

Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать «скорую помощь». Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сладкий чай или иную жидкость — он может захлебнуться.

Для оказания неотложной помощи при гипогликемии используется препарат Глюкагон (содержащий в своей основе — глюкозу). Этот препарат вводится внутримышечно и обязательно должен быть в медицинском кабинете школы, если в ней есть ученики с диагнозом «сахарный диабет».

Гипогликемия, пожалуй, единственное тяжелое состояние, которое можно отнести к критическим и с которым учитель может иногда столкнуться на уроке, а так же во время занятий физкультурой, на экскурсиях и т.д.

Вот почему учитель должен знать, как важно ребенку с диабетом вовремя поесть и выполнить все необходимые ему процедуры.

Неграмотный билборд

ДАРК обратилась с письмом к акиму г. Алматы по поводу появления в городе билборда, гласящего, что диабет – это не болезнь.

Приводим нашим читателям краткое содержание этого письма.

«Многие годы Диабетическая Ассоциация Республики Казахстан (ДАРК) поднимала вопрос об отсутствии наглядных информационных материалов о сахарном диабете – неинфекционной эпидемии, охватившей весь мир. До сегодняшнего дня не было ни плакатов, ни стендов, ни информации, ни листовок о сахарном диабете. И вот дождались! На пересечении центральных улиц Алматы ул. Розыбакиева и Толе би появился билборд, с фотографией мальчика, держащего в руках теннисную ракетку и текстом:

«ДИАБЕТ!

ауру емес, айрыкша омир салты.

Булармен омир суруге болады!

не болезнь, а особый образ жизни!

С этим можно жить!

Казакстанда 170 мын адам.

170 тыс. человек в Казахстане».

Как будто бы замечательно, — первый билборд с информацией о сахарном диабете. Но какой информацией? Диабет – не болезнь! Зачем идти к врачу, зачем делать уколы, зачем государство тратит средства на противодиабетические препараты? Почему многие из детей с сахарным диабетом не доживают до взрослой жизни? А как же слепота, гангрены, инфаркты, отказ работы почек, 4 миллиона смертей в год (мировая статистика) – причиной которых является диабет.

Мы просим Вас, уважаемый Ахметжан Смагулович, в срочном порядке принять меры для исправления ситуации.

Президент Диабетической Ассоциации Республики Казахстан,

член Национального Совета Республики Казахстан

Тукалевская Н.Н.»

ДАРК требует исправить на билборде не совсем верную подачу информации. Вот несколько вариантов, предложенных ассоциацией для использования на информационных билбордах по данной тематике:

«Диабет – это болезнь, требующая определенного образа жизни. Живи активно – живи долго!»

«Диабетом нельзя заразиться, но заболеть им может каждый! Узнай о нем больше!»

— «Если у тебя избыточный вес – проверь себя на диабет!

— «Ты резко похудел или поправился – проверь себя на диабет!»

— «Неправильный образ жизни – один из путей к диабету»

— «Каждые 30 секунд в мире проводится ампутация из-за диабета. Сохрани свои ноги, веди активный образ жизни».

— «Диабет – неинфекционная эпидемия нашего времени. Узнай о нем больше! Научись оказать помощь!»

ДАРК отмечает, что наглядная информация о диабете очень нужна, но готовить ее нужно соответствующим образом.