Информация по реализации Плана мероприятий по реализации итогов III гражданского форума на 2008–2009 годы
П. 1 Привлекать представителей НПО к процессу разработки социальных программ путем включения их в составы рабочих групп
За 16 лет независимости, Казахстан сумел провести политические реформы, позволившие создать новую политическую систему, институты гражданского общества.
В соответствии с Общенациональной программой демократических реформ и стратегией вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира Указом Главы государства утверждена Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006–2011 годы.
Одним из приоритетных направлений демократизации общественной жизни страны является развитие неправительственного сектора и сегодня активно идет процесс его формирования.
Своей деятельностью неправительственные организации (НПО) охватывают практически все общественно значимые сферы. Это вопросы экологии, социальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека и др., т.е. фактически НПО сегодня стоят на острие всех наиболее значимых социальных проблем.
В настоящее время в республике зарегистрировано около 6 тысяч НПО, из которых половина активно действуют, в неправительственном секторе задействовано порядка 200 тысяч человек.
Широкое развитие неправительственных организаций отмечается и в секторе здравоохранения. В республике функционируют около 50 профессиональных медицинских ассоциаций и более 20-ти НПО. Сфера деятельности этих организации охватывает практически все направления охраны здоровья граждан. Среди наиболее активных можно отметить Ассоциацию врачей и провизоров Казахстана.
У Министерства здравоохранения (далее – Минздрав) и неправительственных организации, имеется определенный опыт совместной работы.
Так, представители профессиональных ассоциаций врачей, провизоров, фармацевтической и медицинской продукции (около 50-ти) активно участвуют в разработке и расширении нормативной правовой базы отрасли, в работе консультативно-совещательных органов здравоохранения. Как пример совместной работы можно привести проект Кодекса о здравоохранении, который в настоящий период находится в Парламенте страны.
В настоящее время в большинстве регионов республики работают 62 неправительственные организации по вопросам ВИЧ/СПИД, в том числе среди потребителей инъекционных наркотиков.
Согласно Программе противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа в Республике Казахстан на 2006–2010 годы, на формирование государственного социального заказа для НПО запланировано – 111,92 млн. тенге.
Также, Глобальным фондом выделены грантовые средства 25 НПО на реализацию проекта по вопросам ВИЧ/СПИД. Проведена подготовка представителей НПО всех регионов, по вопросам оказания методической помощи по реализации вышеуказанного проекта.
НПО г.Караганды провели исследования эффективности системы бесплатного/льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения на амбулаторном уровне, и эти данные используются Министерством здравоохранения.
Одной из важных социально значимых программ в отрасли здравоохранения является Комплексная программа «Здоровый образ жизни», где также активно участвуют НПО. Здесь я хотел бы хотел бы отметить, что впервые в программе предусмотрены финансовые средства регионов на проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, где могут участвовать НПО.
Минздравом осуществляется тесное сотрудничество с Диабетической Ассоциацией Республики Казахстан (далее – ДАРК) по вопросам улучшения медицинской помощи больным сахарным диабетом, профилактике заболевания и его осложнений, а также информационное обеспечение населения по проблемам сахарного диабета.
Минздравом совместно с ДАРК разработана и утверждена единая методика преподавания в «школах диабета». Все «школы диабета», а их количество в республике на сегодня более 120, обеспечены методическими материалами и рекомендациями ВОЗ для обучения больных сахарным диабетом методам самопомощи.
Ежегодно по инициативе ДАРК проводятся Дни диабета, в рамках которых организуются научно-практические конференции, «круглые столы» с участием врачей-специалистов и представителей общественности.
Проводимые совместные с ДАРК мероприятия по проблеме сахарного диабета на протяжении ряда лет доказали свою эффективность, поэтому данное сотрудничество и в будущем будет продолжено.
Осуществляется активное сотрудничество Минздрава с Ассоциацией независимых экспертов Республики Казахстан и Профсоюзом медицинских работников Республики Казахстан.
В составе комиссий по проведению аттестации руководителей местных органов государственного управления здравоохранением и государственных организаций здравоохранения на профессиональную компетентность, по присвоению квалификационных категорий специалистам с высшим и средним медицинским образованием входят представители вышеуказанных НПО. Министерство здравоохранения приступило к формированию банка данных независимых экспертов. Рекламная и информационная кампания по привлечению потенциальных экспертов будет проведена в рамках сотрудничества с Ассоциацией независимых экспертов Республики Казахстан.
В перспективе часть реализационных функций Министерства здравоохранения, таких, как оценка квалификации медицинских работников, аккредитация медицинских организации, будет передана в общественный сектор.
В этой связи, Комитет считает необходимым оказывать всестороннюю поддержку и содействие в становлении НПО путем включения в состав вышеуказанных комиссий, привлечения к экспертизе качества лечения, участия в разработке нормативных правовых актов в области здравоохранения.
В прошлом году Правительством утверждены отраслевые программы, направленные на снижение материнской и младенческой смертности, профилактики и борьбы с туберкулезом, безопасности крови, формирования здорового образа жизни. Для сотрудничества Минздрава с НПО необходимо активное участие НПО в реализации этих отраслевых программ.
Не должны оставаться без участия НПО и приоритетные направления развития здравоохранения в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005–2010 годы.
Должны быть найдены общие пути взаимодействия по решению проблем дальнейшего развития первичной медико-санитарной помощи, реформе больничного дела, снижению социально-значимых заболеваний, где серьезная роль отведена межсекторальному взаимодействию с НПО. Это поможет наладить межсекторальную и межотраслевую координацию, особенно в вопросах обеспечения населения доступной информацией, касающейся охраны здоровья; принципах формирования здорового образа жизни и привития навыков по предупреждению болезней; улучшения качества медицинских услуг; социальной и психологической помощи населению; совместных мер по охране окружающей среды; обеспечения сельских территорий доброкачественной питьевой водой; предотвращения негативного производственного воздействия на здоровье людей и др.
Партнерство с динамично развивающимися НПО позволит нам создать конкурентоспособную, эффективную систему здравоохранения, удовлетворяющую население, отрасль и государство.
П. 5. Проводить заседания советов по сотрудничеству с НПО
Одним из приоритетных направлений демократизации общественной жизни Республики Казахстан является развитие неправительственного сектора. Сегодня в стране активно идет процесс формирования неправительственного сектора, необходимого для функционирования гражданского общества.
Основной целью государственной поддержки НПО является формирование новой модели отношений в проведении социальной политики в Республике Казахстан, оказание эффективного содействия социально ориентированным неправительственным организациям посредством активного сотрудничества с ними, вовлечения их в решение социально значимых проблем, оказание информационной, консультативной, методической, организационно-технической поддержки, а также содействие через государственный социальный заказ.
Необходимо в дальнейшем совершенствовать систему взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций, создать условия для роста гражданской инициативы, финансировать программу социально ориентированных неправительственных организаций через государственный социальный заказ,
создание Советов по взаимодействию государственных органов и общественных объединений, совместное проведение мероприятий (конференции, “круглые столы”, семинары, тренинги по социально значимым проблемам, благотворительные, культурно-массовые акции и другие), информационное обеспечение деятельности неправительственных организаций Казахстана, смягчение условий регистрации неправительственных организаций.
Выработка подходов к вопросам формирования и реализации государственной поддержки неправительственных организаций должна основываться на принципах законности, партнерстве, прозрачности, равноправности, согласованности и ответственности.
Государственная поддержка неправительственных организаций может осуществляться в разных формах: информационной, консультативной, методической, организационно-технической, а также оказания содействия через государственный социальный заказ.
Информационная поддержка неправительственных организаций предполагает освещение в средствах массовой информации деятельности неправительственного сектора в решении социально значимых проблем, создание специализированных рубрик, тематических радио– и телепередач о развитии неправительственного сектора в Казахстане, содействие в создании неправительственными организациями собственных средств массовой информации.
Консультативная поддержка неправительственных организаций заключается в разъяснении законодательных и нормативных актов, предоставлении им информации о регистрации, методах и направлениях работы, зарубежных и отечественных грантодателях, о возможностях получения государственной поддержки, данных о существующих в стране неправительственных организаций и иной информации.
Важными направлениями организационно-технической поддержки являются: проведение “круглых столов”, семинаров, конференций, тренингов, иных акций с неправительственными организациями, направленных на решение социально значимых проблем. Так, Минздравом 5 февраля 2008 года в г. Астане проведен Круглый стол с участием представителей 30 неправительственных организаций.
П. 19. В рамках планирования государственного бюджета на трехлетний период рассмотреть возможность внедрения в практику увеличения сроков реализации долгосрочных социально-значимых проектов, реализуемых в рамках государственного социального заказа
Наиболее эффективной и существенной должна стать государственная поддержка неправительственных организаций в форме социального заказа.
Принятый Закон «О государственном социальном заказе» положит начало созданию устойчивой и эффективной системы партнерских отношений между государственными органами и неправительственными организациями.
В этой связи Минздравом в рамках соответствующей бюджетной программы запланированы мероприятия по социальному заказу на среднесрочный период планирования бюджета.
В 2008 году средства на размещение государственного социального заказа предусмотрены в объеме 31,3 млн. тенге, в том числе: по Акмолинской области – 1,0 млн. тенге, Актюбинской области – 11,7 млн. тенге, Восточно-Казахстанской области – 1,8 млн. тенге, Жамбылской области – 1,7 млн. тенге, Карагандинской области – 3,1 млн. тенге, Павлодарской области – 12,0 млн. тенге.