Главная > МИНЗДРАВ РК > Работа с правительством > Информация по реализации Плана мероприятий по реализации итогов III гражданского форума на 2008–2009 годы

Информация по реализации Плана мероприятий по реализации итогов III гражданского форума на 2008–2009 годы

Информация по реализации Плана мероприятий по реализации итогов III гражданского форума на 2008–2009 годы

П. 1 Привлекать представителей НПО к процессу разработки социальных программ путем включения их в составы рабочих групп

За 16 лет независимости, Казахстан сумел провести политические реформы, позволившие создать новую политическую систему, институты гражданского общества.

В соответствии с Общенациональной программой демократических реформ и стратегией вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира Указом Главы государства утверждена Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006–2011 годы.

Одним из приоритетных направлений демократизации общественной жизни страны является развитие неправительственного сектора и сегодня активно идет процесс его формирования.

Своей деятельностью неправительственные организации (НПО) охватывают практически все общественно значимые сферы. Это вопросы экологии, социальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека и др., т.е. фактически НПО сегодня стоят на острие всех наиболее значимых социальных проблем.
В настоящее время в республике зарегистрировано около 6 тысяч НПО, из которых половина активно действуют, в неправительственном секторе задействовано порядка 200 тысяч человек.
Широкое развитие неправительственных организаций отмечается и в секторе здравоохранения. В республике функционируют около 50 профессиональных медицинских ассоциаций и более 20-ти НПО. Сфера деятельности этих организации охватывает практически все направления охраны здоровья граждан. Среди наиболее активных можно отметить Ассоциацию врачей и провизоров Казахстана.

У Министерства здравоохранения (далее – Минздрав) и неправительственных организации, имеется определенный опыт совместной работы.

Так, представители профессиональных ассоциаций врачей, провизоров, фармацевтической и медицинской продукции (около 50-ти) активно участвуют в разработке и расширении нормативной правовой базы отрасли, в работе консультативно-совещательных органов здравоохранения. Как пример совместной работы можно привести проект Кодекса о здравоохранении, который в настоящий период находится в Парламенте страны.

В настоящее время в большинстве регионов республики работают 62 неправительственные организации по вопросам ВИЧ/СПИД, в том числе среди потребителей инъекционных наркотиков.
Согласно Программе противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа в Республике Казахстан на 2006–2010 годы, на формирование государственного социального заказа для НПО запланировано – 111,92 млн. тенге.

Также, Глобальным фондом выделены грантовые средства 25 НПО на реализацию проекта по вопросам ВИЧ/СПИД. Проведена подготовка представителей НПО всех регионов, по вопросам оказания методической помощи по реализации вышеуказанного проекта.
НПО г.Караганды провели исследования эффективности системы бесплатного/льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения на амбулаторном уровне, и эти данные используются Министерством здравоохранения.

Одной из важных социально значимых программ в отрасли здравоохранения является Комплексная программа «Здоровый образ жизни», где также активно участвуют НПО. Здесь я хотел бы хотел бы отметить, что впервые в программе предусмотрены финансовые средства регионов на проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, где могут участвовать НПО.
Минздравом осуществляется тесное сотрудничество с Диабетической Ассоциацией Республики Казахстан (далее – ДАРК) по вопросам улучшения медицинской помощи больным сахарным диабетом, профилактике заболевания и его осложнений, а также информационное обеспечение населения по проблемам сахарного диабета.

Минздравом совместно с ДАРК разработана и утверждена единая методика преподавания в «школах диабета». Все «школы диабета», а их количество в республике на сегодня более 120, обеспечены методическими материалами и рекомендациями ВОЗ для обучения больных сахарным диабетом методам самопомощи.

Ежегодно по инициативе ДАРК проводятся Дни диабета, в рамках которых организуются научно-практические конференции, «круглые столы» с участием врачей-специалистов и представителей общественности.

Проводимые совместные с ДАРК мероприятия по проблеме сахарного диабета на протяжении ряда лет доказали свою эффективность, поэтому данное сотрудничество и в будущем будет продолжено.

Осуществляется активное сотрудничество Минздрава с Ассоциацией независимых экспертов Республики Казахстан и Профсоюзом медицинских работников Республики Казахстан.

В составе комиссий по проведению аттестации руководителей местных органов государственного управления здравоохранением и государственных организаций здравоохранения на профессиональную компетентность, по присвоению квалификационных категорий специалистам с высшим и средним медицинским образованием входят представители вышеуказанных НПО. Министерство здравоохранения приступило к формированию банка данных независимых экспертов. Рекламная и информационная кампания по привлечению потенциальных экспертов будет проведена в рамках сотрудничества с Ассоциацией независимых экспертов Республики Казахстан.

В перспективе часть реализационных функций Министерства здравоохранения, таких, как оценка квалификации медицинских работников, аккредитация медицинских организации, будет передана в общественный сектор.

В этой связи, Комитет считает необходимым оказывать всестороннюю поддержку и содействие в становлении НПО путем включения в состав вышеуказанных комиссий, привлечения к экспертизе качества лечения, участия в разработке нормативных правовых актов в области здравоохранения.
В прошлом году Правительством утверждены отраслевые программы, направленные на снижение материнской и младенческой смертности, профилактики и борьбы с туберкулезом, безопасности крови, формирования здорового образа жизни. Для сотрудничества Минздрава с НПО необходимо активное участие НПО в реализации этих отраслевых программ.
Не должны оставаться без участия НПО и приоритетные направления развития здравоохранения в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005–2010 годы.
Должны быть найдены общие пути взаимодействия по решению проблем дальнейшего развития первичной медико-санитарной помощи, реформе больничного дела, снижению социально-значимых заболеваний, где серьезная роль отведена межсекторальному взаимодействию с НПО. Это поможет наладить межсекторальную и межотраслевую координацию, особенно в вопросах обеспечения населения доступной информацией, касающейся охраны здоровья; принципах формирования здорового образа жизни и привития навыков по предупреждению болезней; улучшения качества медицинских услуг; социальной и психологической помощи населению; совместных мер по охране окружающей среды; обеспечения сельских территорий доброкачественной питьевой водой; предотвращения негативного производственного воздействия на здоровье людей и др.
Партнерство с динамично развивающимися НПО позволит нам создать конкурентоспособную, эффективную систему здравоохранения, удовлетворяющую население, отрасль и государство.

П. 5. Проводить заседания советов по сотрудничеству с НПО

Одним из приоритетных направлений демократизации общественной жизни Республики Казахстан является развитие неправительственного сектора. Сегодня в стране активно идет процесс формирования неправительственного сектора, необходимого для функционирования гражданского общества.
Основной целью государственной поддержки НПО является формирование новой модели отношений в проведении социальной политики в Республике Казахстан, оказание эффективного содействия социально ориентированным неправительственным организациям посредством активного сотрудничества с ними, вовлечения их в решение социально значимых проблем, оказание информационной, консультативной, методической, организационно-технической поддержки, а также содействие через государственный социальный заказ.

Необходимо в дальнейшем совершенствовать систему взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций, создать условия для роста гражданской инициативы, финансировать программу социально ориентированных неправительственных организаций через государственный социальный заказ,
создание Советов по взаимодействию государственных органов и общественных объединений, совместное проведение мероприятий (конференции, “круглые столы”, семинары, тренинги по социально значимым проблемам, благотворительные, культурно-массовые акции и другие), информационное обеспечение деятельности неправительственных организаций Казахстана, смягчение условий регистрации неправительственных организаций.

Выработка подходов к вопросам формирования и реализации государственной поддержки неправительственных организаций должна основываться на принципах законности, партнерстве, прозрачности, равноправности, согласованности и ответственности.

Государственная поддержка неправительственных организаций может осуществляться в разных формах: информационной, консультативной, методической, организационно-технической, а также оказания содействия через государственный социальный заказ.
Информационная поддержка неправительственных организаций предполагает освещение в средствах массовой информации деятельности неправительственного сектора в решении социально значимых проблем, создание специализированных рубрик, тематических радио– и телепередач о развитии неправительственного сектора в Казахстане, содействие в создании неправительственными организациями собственных средств массовой информации.
Консультативная поддержка неправительственных организаций заключается в разъяснении законодательных и нормативных актов, предоставлении им информации о регистрации, методах и направлениях работы, зарубежных и отечественных грантодателях, о возможностях получения государственной поддержки, данных о существующих в стране неправительственных организаций и иной информации.
Важными направлениями организационно-технической поддержки являются: проведение “круглых столов”, семинаров, конференций, тренингов, иных акций с неправительственными организациями, направленных на решение социально значимых проблем. Так, Минздравом 5 февраля 2008 года в г. Астане проведен Круглый стол с участием представителей 30 неправительственных организаций.

П. 19. В рамках планирования государственного бюджета на трехлетний период рассмотреть возможность внедрения в практику увеличения сроков реализации долгосрочных социально-значимых проектов, реализуемых в рамках государственного социального заказа
Наиболее эффективной и существенной должна стать государственная поддержка неправительственных организаций в форме социального заказа.
Принятый Закон «О государственном социальном заказе» положит начало созданию устойчивой и эффективной системы партнерских отношений между государственными органами и неправительственными организациями.
В этой связи Минздравом в рамках соответствующей бюджетной программы запланированы мероприятия по социальному заказу на среднесрочный период планирования бюджета.
В 2008 году средства на размещение государственного социального заказа предусмотрены в объеме 31,3 млн. тенге, в том числе: по Акмолинской области – 1,0 млн. тенге, Актюбинской области – 11,7 млн. тенге, Восточно-Казахстанской области – 1,8 млн. тенге, Жамбылской области – 1,7 млн. тенге, Карагандинской области – 3,1 млн. тенге, Павлодарской области – 12,0 млн. тенге.