Главная > МИНЗДРАВ РК > Работа с правительством > К докладу Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2010 году»

К докладу Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2010 году»

Исх. № 1/1 — 34 

от «02» февраля 2011 г.                                                                    Заведующему Отделом                   

                                                 внутренней политики

                                                           Администрации Президента

                                                 Республики Казахстан

                                         госп. Мынбаю Д.К.

 

            Уважаемый Дархан Камзабекулы!  

            Отвечая на Ваше письмо исх. № 32-36.1 от 05.01.2011 г. по подготовке проекта Ежегодного доклада Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2010 году» Диабетическая Ассоциация РК (ДАРК), представляющая интересы пациентов с сахарным диабетом в РК (на 01.07.2010 года официально зарегистрировано 184894 человека, ежегодное увеличение вновь выявленных пациентов составляет более 20 тысяч чел.) информирует о нижеследующем:  

  1. Заявленные объемы гарантированного обеспечения, как бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), так и бесплатного лекарственного обеспечения (ГОБЛО) реально не покрываются выделяемыми бюджетными средствами, то есть являются декларативными и подрывают доверие пациентов к государственным программам.  
  2. Закуп лекарственных средств по принципу «самая низкая цена» противоречит подпункту 17 статьи 4 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», где здоровье населения, безопасность, эффективность и качество лекарственных средств отнесены к факторам обеспечения национальной безопасности. При условии, что каждый год при закупке верхняя ценовая планка должна быть не выше минимальной цены предыдущего тендера, рынок страны может превратиться в свалку отходов, выбрасываемых за ненадобностью из других стран.  
  3. Ежегодная, а когда и чаще, смена препаратов в результате государственных закупок, не позволяет врачу вести больного на ранее подобранной терапии, провоцируя тем самым развитие тяжелых осложнений, приводящих к инвалидности и более ранней смерти. Министерство Здравоохранения РК категорически отказывается внести изменения в нормативно-правовые акты с целью проведения закупа лекарственных средств для пожизненного обеспечения пациентов с неизлечимыми заболеваниями согласно Национальных государственных регистров, то есть по индивидуальной потребности больного. Действующая система проведения закупок противоречит международным критериям оказания медицинской помощи пациентам с неизлечимыми заболеваниями (перевод с одного препарата на другой должен производиться только по медицинским показаниям и под наблюдением врача) и приведет к дальнейшему ухудшению качества лечения.
  4.  Необходимо вводить критерии оценки качества лечения. В частности критерием оценки лечения сахарного диабета является проведение анализа на гликозилированный гемоглобин. Все другие оценки качества лечения сахарного диабета являются голословными. В настоящее время определение гликозилированного гемоглобина включено в стандарты обследования, но в списке гарантированного объема бесплатной медицинской помощи его нет, следовательно, данный анализ больным не проводится. Лечение без результата — это не только огромная трата средств, но еще и бесперспективность в положении неизлечимо больных людей. 
  5. Первое место среди причин смертности у молодых людей с сахарным диабетом занимает смертность в результате поражения почек. Не смотря на это, Министерством здравоохранения РК не проводится закуп микраль-тестов (тесты на определение микроальбуминурии – это исследование помогает своевременно, на ранних стадиях, выявлять проблемы с почками и предотвращать развитие тяжелых осложнений зачастую приводящих к летальному исходу).  
  6. Пациентам с сахарным диабетом, имеющим хроническую почечную недостаточность (ХПН) практически не доступен гемодиализ, что приводит к увеличению смертности среди этой категории больных. 
  7. В стране отсутствуют врачи-подиаторы, т.е. лечение и профилактика такого тяжелого осложнения как диабетическая стопа не проводится. Отсутствуют центры «Диабетическая стопа», хотя по официальным данным на 01.01.2010 года 4635 человек срочно нуждаются в этом специализированном лечении.
  8. Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности должен работать на опережение. По малейшему, даже устному, сигналу проводить экспертизу качества. Врачи не заполняют желтые карточки, особенно на изделия медицинского назначения, пациенты не обращаются в Департаменты Комитета контроля, как из-за недостатка информации, так и из-за недоверия к государственным структурам. На сигналы пациентских общественных организаций Министерство Здравоохранения РК не реагирует. Как пример: согласно мониторингу, проводимому ДАРК, 50% Управлений Здравоохранений РК отметили низкое качество закупаемых инсулиновых шприцев. Однако никакие меры не принимаются, информация из Управлений здравоохранения РК в Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения РК и в его региональные Департаменты не передается. Министерство Здравоохранения и СК-Фармация уверены, что приобретают инсулиновые шприцы отличного качества (сигналы Диабетической Ассоциации и даже сигналы депутатов Мажилиса Парламента РК в зачет не принимаются). 
  9. Кадры: нехватка врачей, низкий уровень их квалификации подрывают все усилия Правительства по выводу из кризиса системы здравоохранения. Пациенты не доверяют врачам, взаимоотношения врача с пациентом в основном строятся на денежной основе.  

Приложение:    некоторые отзывы из регионов  

С уважением, президент Диабетической Ассоциации РК,  

член Национального Совета Республики Казахстан  

Тукалевская Н.Н.