Главная > Мероприятия > Оценка ДАРК централизованной закупки инсулинов, 2009 год

Оценка ДАРК централизованной закупки инсулинов, 2009 год

Диабетическая ассоциация Республики Казахстан дала оценку централизованным закупкам инсулинов, средств доставки и самоконтроля. 

Лечение сахарного диабета обходится недешево, особенно если учесть, что длится оно всю жизнь. Причем, затраты на лечение диабета ложатся не только на плечи пациентов, но и на государственную казну. Насколько рационально расходуются эти средства? Этот вопрос постоянно находится в центре внимания Диабетической ассоциации Республики Казахстан (ДАРК). О результатах анализа централизованных закупок инсулинов и медицинских изделий для пациентов с сахарным диабетом на 2009 год рассказывает президент ДАРК НатальяНиколаевна Тукалевская.

— Закупки инсулинов, средств их доставки и средств самоконтроля на текущий год были проведены Министерством здравоохранения своевременно. Для пациентов большой радостью является то, что, как и в докризисное время были приобретены инсулины мирового уровня и в достаточном количестве. В первую очередь, следует поблагодарить фармацевтические компании, которые откликнулись на обращение Диабетической ассоциации РК и не повысили цены на свою продукцию в тенге после девальвации. Она произошла за несколько дней до тендера, и ДАРК обратилась к компаниям-производителям с просьбой не повышать цены в такой форс-мажорной ситуации — для поиска иного выхода просто не было времени. Головные офисы всех трех компаний, поставляющих на наш рынок современные инсулины, приняли решение удерживать цены на уровне прошлого года и даже немного снизили их. Цены остались такими, как планировало Министерство здравоохранения РК до девальвации. Это позволило закупить необходимое количество оригинальных инсулинов. 

К сожалению, представители одной из подавших заявки на тендер компаний, являющейся поставщиком индийских инсулинов-генериков, не только настаивали на закупке генериков, потому что они дешевле, но и подали жалобы в различные проверяющие органы. Несмотря на то, что, согласно требованиям технической спецификации, закупались только оригинальные инсулины. В своей жалобе они ссылались на Приказ Министра здравоохранения РК, в котором якобы рекомендуется закупать генерики. На деле данный Приказ (№82 от 10.02.09 г.) разрешает  в условиях экономического кризиса замену на генерики в тех случаях, когда по уже заключенным до девальвации договорам о госзакупках поставщики в связи с кризисом не могут обеспечить поставку по запланированным ценам. В случае с инсулинами производители пошли на снижение цен, поэтому о замене на генерики речи быть не могло. На что, собственно, в данном случае жаловаться? На то, что Минздрав в рамках запланированных средств закупил именно то, что нужно больным? От имени всех казахстанцев с диабетом наша ассоциация выражает благодарность тендерной комиссии за то, что все решения при закупке инсулинов принимались исключительно в интересах пациентов.

Считаю своим долгом заострить внимание на том, что в Казахстане пока не выработан четкий научный и методологический подход к государственной регистрации и, соответственно, госзакупкам воспроизведенных биотехнологических препаратов, к которым относятся и инсулины. Уже более пяти лет в развитых странах воспроизведенные биологические препараты генериками не считаются, а получили название биосимиляров, т.е. биологически подобных препаратов. И зарегистрировать их как генерики там уже невозможно, требования к их регистрации значительно ужесточены. Биосимиляры должны проходить такую же процедуру регистрации, как оригинальное лекарственное средство, с представлением полных данных о процессе производства, доклинических исследованиях и обширных клинических испытаниях. Отсутствие подобного подхода в нашей стране создает риск закупки дешевых воспроизведенных инсулинов, которые по качеству уступают оригинальным препаратам. А это может значительно снизить эффективность лечения и, следовательно, ускорить развитие поздних осложнений сахарного диабета. В проект Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» включено понятие «биосимиляры». Надеюсь, это является первым шагом на пути создания в нашей стране современного подхода к оценке воспроизведенных биотехнологических препаратов, в том числе инсулинов.

Надеемся также, что в следующем году при госзакупках будет увеличена доля аналогов инсулина. В перспективе это уменьшит государственные расходы на лечение последствий сахарного диабета. Клиническими исследованиями доказано, что применение аналогов инсулина сокращает развитие осложнений на 10-30%. Страны Евросоюза уже с 2010 года полностью переходят на обеспечение пациентов только аналогами инсулина.

Так же важны средства доставки инсулина — шприц-ручки. Они были закуплены в достаточном количестве. Однако желательно, чтобы в будущем закупалось больше шприц-ручек «demi» с шагом 0,5 единицы. В первую очередь, они крайне необходимы детям и подросткам. От компаний, которые не производят такие шприц-ручки, желательно требовать, чтобы они прилагали к своим инсулинам шприц-ручки хотя бы с шагом 1 единица (они не дороже шприц-ручек с шагом 2 единицы, которые закупаются в данное время). Это требование необходимо включать в спецификации при госзакупках. 

Ситуация с закупкой игл к шприц-ручкам не вполне удовлетворительная. Уже не первый год закупаются иглы, для которых нет официального одобрения на использование со шприц-ручками всех компаний. И в спецификации такого требования нет. Это общее упущение — и экспертов, и нашей ассоциации. Это обязательно нужно учесть при госзакупках на 2010 год. Надо покупать иглы, подходящие ко всем шприц-ручкам (на рынке сейчас имеются универсальные иглы MicroFine), либо иглы, соответствующие каждому наименованию шприц-ручкек. ДАРК обратилась к Министерству здравоохранения с предложением докупить в 2009 году универсальные иглы на сэкономленные средства (если они будут), так как и количество закупленных игл далеко недостаточно.

К сожалению, при закупе инсулиновых шприцев в спецификации было указано лишь одно требование — толщина иглы не более 0,33 мм. В результате приобретены шприцы, которых мы не смогли найти в аптеках, для того чтобы ознакомиться с их техническими характеристиками и опробовать. Закуп малоизвестной продукции вызывает озабоченность, так как от некачественных инъекций страдает немало людей. Если игла шприца не имеет специального покрытия, инъекции более болезненны и травматичны, если в шприце имеется мертвая зона, происходят потери инсулина. Надеемся, что у экспертов была возможность опробовать закупаемые шприцы. ДАРК обратилась в Министерство здравоохранения с просьбой в дальнейшем включать в спецификации подробные требования к инсулиновым шприцам. Ни для кого не секрет, что использование самого дешевого, чаще всего, впоследствии приводит к большим дополнительным расходам. Для инсулиновых шприцев это было доказано неоднократно. 

Для эффективного лечения сахарного диабета чрезвычайно важны средства самоконтроля. И они закупаются Министерством здравоохранения для больных, получающих инсулин. Озадачивает тот факт, что закупленные  в этом году на республиканском тендере тест-полосы для измерения кетоновых тел в моче ранее имели нарекания со стороны врачей (негативный опыт применения тест-полос этой марки имеется в Алматы). 

К сожалению, при планировании бюджета на приобретение тест-полос к глюкометрам на 2009 год, на мой взгляд, была ошибочно взята в расчет цена самых дешевых марок. По такой цене ведущие мировые производители не могут поставить нам свою продукцию. Поэтому закуплены тест-полосы по самой низкой цене, которые не подходят ко многим глюкометрам, которыми больные были обеспечены за счет государства в прошлые годы. И поэтому пациентам выдадут другие глюкометры, которые прилагаются к закупленной марке тест-полос. Казалось бы, претензий у пациентов не должно быть. Однако, во-первых, далеко не для всех пациентов обучение использованию нового глюкометра является простой задачей. Ведь больной привыкает к своему глюкометру, сживаются с ним, знает все особенности работы этого приспособления. Закупка самых дешевых тест полос и глюкометров на государственном уровне вызывает беспокойство. Это идет вразрез сложившейся в Казахстане традиции покупать не самое дешевое, а самое качественное, хотя, конечно, сейчас это можно оправдать кризисом.

Хотелось бы также надеться, что количество закупаемых тест-полос будет увеличиваться. Сегодня на 1 пациента закупается 7 упаковок тест-полос в год, а реальная потребность, согласно мировым стандартам — 21 упаковка.

Не могу не сказать о факте, что в этом году вновь не закуплены тест полосы для определения микроальбуминурии. Да, существует препятствие, так как это не совсем средство самоконтроля, скорее это инструмент для врачебной диагностики. Но не надо забывать, что ХПН – основная причина гибели молодых людей с сахарным диабетом, и, не решив вопрос с ее ранней диагностикой, мы не сократим количества этого страшного осложнения.

В нашей стране есть немало недочетов в лекобеспечении пациентов с диабетом, но качество закупаемых препаратов, в первую очередь, инсулинов, всегда было на самом высоком уровне. Очень хотелось бы эту традицию сохранить, и чтобы мнение ДАРК по данному вопросу в Министерстве здравоохранения учитывалось еще на момент планирования.

Записала Лариса СКРИПАЧЕВА (Фармвестник)