Главная > Мероприятия > Выявленные проблемы

Выявленные проблемы

Основными проблемами всеми представителями регионов были названы нижеследующие:

  1. Повсеместно не хватает детских врачей-эндокринологов, особенно в сельской местности.
  2. Низкая квалификация врачей-эндокринологов. Отсутствие диабетической грамотности у сельских специалистов здравоохранения, нет знаний об оказании экстренной помощи больным сахарным диабетом.
  3. Низкая квалификация среднего медицинского персонала, неумение даже правильно выписать рецепт.
  4. Гипогликемия (резкое падение уровня глюкозы в крови) у ребёнка с диабетом, случившаяся в учебных заведениях, в общественных местах, дома или на улице. Медицинский персонал школ, учителя и учащиеся, школьные полицейские не знают, как в критических ситуациях оказать первую доврачебную помощь ребёнку с диабетом.
  5. Отсутствие глюкагона (препарата для внутримышечного введения при гипогликемии с целью быстрого поднятия уровня сахара в крови до нормы) как в Республиканском лекарственном Формуляре, так и в «Перечне видов заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства по рецептам отпускаются бесплатно», что приводит к развитию тяжёлых осложнений у детей в результате несвоевременной помощи при гипогликемии.
  6. Лекарственные препараты для профилактики и лечения осложнений сахарного диабета не входят в Список препаратов, выдаваемых больным по льготным и бесплатным рецептам на амбулаторном уровне.
  7. Недостаток средств самоконтроля по государственному обеспечению.
  8. Недоступность средств самоконтроля  для пациентов, проживающих в сельской местности (всё оседает в областных центрах). Имеются случаи продажи в аптеке средств самоконтроля с маркировкой «бесплатно» (Шымкент). Результатом отсутствия средств самоконтроля у пациентов является декомпенсация диабета, т.е. отсутствует главный результат лечения.
  9. У родителей и детей с сахарным диабетом, особенно проживающих в сельской местности, отсутствует мотивация к достижению компенсации диабета, т.е. к регулярному измерению уровня глюкозы в крови. Данная мотивация часто отсутствует и у подростков с диабетом. Нет понимания необходимости часто измерять уровень сахара в крови и стремления к достижению нормогликемии.
  10. Школы по обучению навыкам жизни с диабетом (школы диабета)  во всех регионах Казахстана не работают или работают формально.
  11. В стандартах оказания медицинской помощи отсутствует определение гликозилированного гемоглобина.
  12. Большие очереди для сдачи анализов в лабораториях поликлиник. Детям с диабетом, получающим  инсулинотерапию, сложно и даже опасно для жизни натощак долго стоять в очереди, а без очереди не пропускают.
  13. Некоторые органы здравоохранения утверждают, что все инсулины и средства самоконтроля должны быть выданы до 31 декабря, поэтому уже в январе инсулинов нет. Те больные, которые не смогли в декабре придти на приём к врачу, остаются на 6 месяцев без инсулинов и средств самоконтроля до их поступления по новому закупу (Усть-Каменогорск).
  14. Врачи-эндокринологи при установке диагноза «сахарный диабет» морально не поддерживают ни детей, ни родителей, нагнетают обстановку. Человек и так в шоке, а от врачей только негатив, они буквально «добивают» пациента.
  15. Непонимание со стороны школы. Детские сады и школы не хотят принимать детей с диабетом. Врачи и медицинские сёстры, работающие в школах, ничего не знают о сахарном диабете и не хотят знать, говорят, что не несут никакой ответственности за ребёнка с диабетом. В результате дети и подростки скрывают, что больны диабетом, а это в дальнейшем приводит к развитию поздних осложнений диабета.
  16. Перечень заболеваний с рекомендованным домашним обучением рассматривается руководителями образовательных учреждений как обязательный к исполнению. Детей с сахарным диабетом буквально заставляю переходить на обучение на дому.
  17. Медицинские кабинеты в школах недоступны для детей, так как почти всегда закрыты и ребёнок с диабетом вынужден делать инъекцию инсулина где придётся, даже в туалетных комнатах. В школьных медицинских кабинетах отсутствует препарат «Глюкагон» для быстрого купирования состояния гипогликемии.
  18. 19.  Школьные психологи ничего не знают о сахарном диабете и поведенческих факторах при этом заболевании.
  19. Ассортимент столовых и буфетов в учебных заведениях способствует появлению избыточного веса, даже ожирения у учащихся, что в последствии может привести к развитию сахарного диабета типа 2.
  20. В учебных заведениях, поликлиниках и в обществе в целом отсутствует наглядная информация о сахарном диабете, признанном Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) и Организацией Объединённых Наций (ООН) неинфекционной эпидемией.
  21. Во время прохождения ЕНТ в школах не разрешают детям с диабетом пронести с собой глюкометр для измерения уровня глюкозы в крови, шприц-ручку с инсулином, бутерброд, сок, не разрешают выйти в туалет. Из-за возможного резкого ухудшения состояния здоровья в результате стресса, может наступить гликемическая кома, из которой ребёнка будет вывести сложно и в дальнейшем потребуется длительное время для восстановления его здоровья.
  22. Отсутствуют региональные реабилитационные центры, санатории, летние оздоровительные лагеря отдыха для детей и подростков с сахарным диабетом.
  23. Существуют социально-неблагополучные семьи, в которых родители и/или опекуны буквально пропивают государственные пособия, выдаваемые для поддержки ребёнка с сахарным диабетом.
  24. Мамы детей с сахарным диабетом, как правило, вынуждены увольняться с работы, чтобы ухаживать за больными детьми, теряют стаж. Отсутствует финансовая поддержка от государства по уходу за ребёнком-инвалидом (заработная плата, стаж).
  25. Отсутствует правовая грамотность родителей (многие родители не знают своих прав). 
  26. Отсутствует государственная программа «Сахарный диабет».