Главная > Доклады > Выступление президента ДАРК Н.Тукалевской на первом Гражданском Форуме РК

Выступление президента ДАРК Н.Тукалевской на первом Гражданском Форуме РК

Выступление президента ДАРК Н.Тукалевской на первом Гражданском Форуме РК

«Общественные организации в системе общественного здравоохранения»
Глубокоуважаемый Имангали Нуралиевич!
Уважаемые члены Президиума!
Дорогие участники Форума!

Разрешите от имени Диабетической Ассоциации РК и НПО города Алматы приветствовать Вас на первом гражданском форуме Казахстана.
Сегодня мы можем поговорить о своих достижениях, поделиться своим опытом, поднять проблемы, а их в сфере здравоохранения еще достаточно. Мы можем поговорить о выполнении главной нашей задачи — защите интересов наших граждан на всех уровнях власти, по всем направлениям, особенно в области социальной поддержки.
Движение по развитию общественных организаций начиналось в тяжелое время реформ, экономической нестабильности страны, становление нового государства — Республики Казахстан. Несмотря на трудности роста НПО стали значимым фактором нашей жизни.
Неправительственные организации ставят перед собой вполне конкретные, общественно значимые цели и задачи, и в своей деятельности руководствуются ими. НПО заполняют незанятые государственными структурами ниши в социально-экономическом развитии страны. Деятельность наших организаций отличается мобильностью и динамизмом, инициативой и ориентацией на собственные силы.
Вместе с тем, при всей значимости НПО, условия их функционирования в стране далеки от идеальных. Достаточно сложно складываются отношения НПО с государством и коммерческим сектором, играющими определяющую роль в обществе.
Представители НПО рассматривают государство как инертную бюрократическую структуру, слабо знающую нужды народа, неэффективную в осуществлении социальных программ. Государство недостаточно поддерживает НПО организационно, и совершенно не поддерживает их в финансовом отношении.
Особенно это заметно в системе здравоохранения.
Склонность чиновников заинтересованных государственных структур к тому, чтобы менялись все, но не они сами, становится также фактором замедления разработки законодательных мер в социальной политике, они не готовы и не желают двигаться непосредственно от государственного патернализма к гражданскому обществу.
Процесс принятия законов в сфере здравоохранения в Казахстане заключается в следующей последовательности принятия решений:
— Инициатива группы врачей (постановка проблемы)
— Министерство здравоохранения (задание)
— Министерство юстиции (проект закона)
— Заинтересованные министерства (согласование проекта закона)
— Правительство (законодательная инициатива в виде Постановления)
— Парламент
Общественные структуры, защищающие интересы гражданского общества в здравоохранении, не представлены ни на одном из уровней принятия законодательных решений.
При этом разработка и осуществление законодательных инициатив в системе здравоохранения находится под сильным влиянием медиков. Такое «профессиональное доминирование» ведет к преобладанию профессиональных, а не государственных или общественных интересов в сфере законодательных инициатив и развития медицинской политики. Таким образом, сегодня политику здравоохранения общественной никак назвать нельзя.
В Казахстане основные финансовые средства НПО получают от международных организаций-доноров, приоритеты которых не всегда совпадают не только с государственными, но и с приоритетами самих организаций. Ни один из доноров не поддерживает какие-либо законотворческие процессы в сфере здравоохранения в Казахстане. На наш взгляд, основными критериями эффективной политики общественного здравоохранения являются:
— общественная политика, ориентированная на развитие охраны здоровья;
— создание благоприятных условий и поддержки людей, чьё здоровье находиться под угрозой;
— ориентация служб здравоохранения на профилактическую работу;
— поддержка и участие сообществ;
— развитие индивидуальных навыков охраны здоровья Политика государства, способствующая созданию или развитию проблем в отношении здоровья граждан, должна быть модифицирована или заменена на политику, способствующую улучшению здоровья.
Общественная политика в здравоохранении должна фокусироваться не только в обеспечении доступа граждан к медицинским услугам (традиционная роль органов здравоохранения в глазах медиков), но и в тех коллективных и общественных инициативах, которые могут быть предприняты для того, чтобы граждане были здоровы. Таким образом, программы, называемые в прошлом «медицинскими», должны быть трансформированы в программы «общественного здравоохранения». Сегодня у нас много проблем не только в системе здравоохранения, но и сс состоянием здоровья населения страны. Это и сокращение средней продолжительности жизни, высокий уровень показателей общей, младенческой и материнской смертности, рост заболеваемости сахарным диабетом, туберкулезом и другими социально обусловленными заболеваниями.
Налицо рост заболеваний, вызванных неквалифицированным врачебным подходом и нежеланием достаточно большой части пациентов что-либо менять в своей жизни.
Поэтому, на наш взгляд необходимы программы по профилактике заболеваний. Необходим закон о правах пациентов.
Также, на наш взгляд. Министерству здравоохранения Казахстана надо не только декларировать путь совершенствования системы здравоохранения, но и расширять взаимодействие с НПО по обеспечению устойчивого развития медицинской отрасли.
1. Содействие в развитии эффективной политики общественного здравоохранения (сбор и анализ данных для определения главных проблем, разработка и внедрение новых инициатив, оценка эффективности текущих программ).
2. Развитие инфраструктур, ориентированных на нужды населения (о чем говорилось выше).
3. Улучшение профессионального уровня медиков, путем образовательных инициатив, внедрение качественных стандартов клинического лечения и профессиональной этики.
4. Содействие вовлечению общественности в решение проблем здравоохранения для улучшения понимания статуса и важности категории «здоровье» и поддержке эффективной и устойчивой деятельности в данной сфере.
Изложенные цели в целом не противоречат существующей государственной политике в здравоохранении, эти цели расширяют рамки инициатив, направленных на нужды населения и вовлечения общественных институтов страны в процессы принятия решений в сфере общественного здравоохранения.
Именно поэтому, на наш взгляд, государство должно быть заинтересовано в развитии конструктивных контактов с НПО, выполняющих функции связующего звена между властью и населением Тем более, что, во-первых, большинство НПО решают те задачи, на которые государственные органы, в силу различных причин, должного внимания не обращают. Эта забота о малообеспеченных, больных, социально не благополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Казахстан.
Во-вторых, в ряде случаев неправительственные организации действуют успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения, в силу того, что они более активно применяют инновационные подходы к решению новых проблем.
В-третьих, укрепление демократического государства и развитие местного самоуправления, объявленное приоритетными направлениями внутренней политики Казахстана, решающим образом зависят от формирования современного гражданского общества. Речь идет о разнообразных формах взаимодействия граждан, их добровольного участия в общественных делах. В роли «несущих конструкций» такого гражданского общества выступают именно НПО, поэтому как можно больше функций по работе с населением необходимо передавать общественным организациям.
Работы всем предстоит очень много; мы уверены, что инициативы высказанные на Форуме, будут проникать в жизнь нашей страны. Потому что есть желание изменить жизнь к лучшему, возникает взаимопонимание между государственными органами здравоохранения и общественными организациями, уже подготовлены и реализуются совместные проекты. Однако необходимо углублять взаимное сотрудничество и не бояться взаимодействия, так как цель у нас одна — улучшать жизнь наших граждан. Почему государственные органы так бояться привлекать нас, даже в роли «согласования», к разработке нормативных документов. А ведь общественные организации знают проблему глубже, так как занимаются именно этой проблемой, знают нужды непосредственно людей. Совместная работа поможет не только реально помочь людям, но и сэкономить государственные средства.
Очень радует, что сегодня мир все больше внимания уделяет Евро -азиатскому региону, открывает для себя наши страны, но главное — мы сами открываем для себя свою страну, свой народ, свои возможности. Я благодарю организаторов этой встречи и желаю всем присутствующим провести ее как можно более плодотворно, а также единства в решении поставленных задач.