Главная > Доклады > В рамках экспресс – акции «Задай свой вопрос и получи ответ!» организованного Управлением внутренней политики г.Алматы

В рамках экспресс – акции «Задай свой вопрос и получи ответ!» организованного Управлением внутренней политики г.Алматы

В рамках экспресс – акции «Задай свой вопрос и получи ответ!» организованного Управлением внутренней политики г.Алматы.

Тукалевская Н.Н.

президент Диабетической Ассоциации РК

Какие меры предусматривает департамент образования для:

1) доступности занятиями физкультурой детям с ограниченными возможностями и детям с хроническими заболеваниями;

2) ограждению школьников от соблазнов приобретения сладких газированных напитков, пищи с большим содержанием быстрых углеводов, фаст-фудов;

3) проведения открытых разъяснительных уроков по ведению здорового образа жизни и последствиям его несоблюдения (заболевание сахарным диабетом типа 2).

Ответ:

1.По рекомендации врачей дети с ограниченными возможностями и хроническими заболеваниями занимаются в общеобразовательных школах в группах ЛФК (лечебно-физическая культура), а также по заключению врачей освобождаются совсем от уроков физкультуры.

В специальных (коррекционных) интернатах лечебной физкультурой занимаются все воспитанники под тщательным наблюдением врачей.

К каждому из детей с ограниченными возможностями у специалистов индивидуальный подход.

Управлением образования города проводится определенная работа по ограждению детей от приобретения сладких газированных напитков, фаст-фудов, чипсов и т.д.

На основании рекомендательного письма городской санэпидстанции в общеобразовательных школах города запрещены продажа продуктов с большим содержанием углеводов.

Те дети, которые больны диабетом и другими заболеваниями и обучаются на дому, родители сами соблюдают режим питания. А в школах по рекомендации врачей со стороны классных руководителей ведется так называемый сохранительный режим.

Этот вопрос постоянно на контроле специалистов управления образования.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 30 марта 2007 года № 12 «О запрете реализации в дошкольных и общеобразовательных организациях отдельных видов продуктов питания» (газированных и безалкогольных энергетических напитков, чипсов, сухариков и продуктов питания, содержащих генномодифицированные организмы), во всех школьных столовых и буфетах не реализуется запрещенная продукция.

Управлением образования города Алматы ежегодно издается приказ об организации питания в школах, в котором обязывается неукоснительное выполнение раздела 5 приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 25.07.2003 г. № 571 «Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения общеобразовательных и интернатных орагнизаций» и вышеназванного Постановления Главного санитарного врача Республики Казахстан от 30.03.2007 года № 12. Так, в настоящий момент в учебные заведения направлен приказ Управления образования от 20.01.2010 года № 20 «Об организации бесплатного питания для учащихся 1-4 классов».

Управление образования осуществляет строгий контроль выполнения данных приказов и постановления в ходе проверок школ в начале каждой четверти, при тематических проверках организации питания. В каждой школе созданы бракеражные комиссии, в состав которых обязательно входят медицинские работники и представители родительской общественности, осуществляющие контроль качества горячего питания и буфетной продукции.

Таким образом, благодаря комплексу ежегодно принимаемых мер, в организациях образования исключена возможность приобретения учащимися газированных напитков, фаст-фудов и других запрещенных продуктов.

3. Школьными врачами проводится в течение учебного года профилактическая работа попредупреждению заболеваний. Выпускаются санбюллетени, проводятся классные часы с приглашением врачей, специалистов городского Центра Здорового Образа Жизни.

2. Иманалиев К.Е.

ООИ Намыс

1. Есть ли программа развития инклюзивного образования детей-инвалидов в г. Алматы?

2. Как можно обеспечить детям-инвалидов получение средне-специального и высшего образования?

3. Насколько развито дошкольное и послешкольное образование для детей-инвалидов?

4. Вовлечены ли организации инвалидов в образовательный процесс?

На каждый вопрос нам нужно получить развернутый ответ.

Ответ:

1.Есть ли программа развития инклюзивного образования детей-инвалидов в г. Алматы?

В 26 общеобразовательных школах города – 103 класса для детей с задержкой психического развития, с общим охватом 996 учащихся.

· 4 логопедические группы в 2-х детских садах общего типа, которые посещают 88 детей с негрубыми речевыми нарушениями.

· 253 ребенка с легкими формами нарушений функций опорно-двигательного аппарата обучаются в общеобразовательных школах по месту жительства.

· 54 слабовидящих учащихся со снижением слуха обучаются в общеобразовательных школах города по месту жительства.

· 14 учащихся со снижением слуха обучаются в общеобразовательных школах города по месту жительства

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27 утверждены Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста.

Во исполнение вышеуказанного приказа в городе Алматы функционирует кабинет коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста, который находится по адресу: Бостандыкский район, ул. Каблукова, 88 в арендованном помещении средней школы №63.

В состав команды входят квалифицированные специалисты разного профиля: педиатры, детские неврологи, физиотерапевты, врачи лечебно-физической культуры, ортопеды, психиатры, сурдологи, офтальмологи психологи, дефектологи (логопеды, тифлопедагоги, олигофренопедагоги, сурдопедагоги) социальные работники, учителя физической культуры, массажисты.

Прием детей в кабинеты коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации, медицинского заключения о состоянии ребенка, заявления родителей (или иных законных представителей) и ведется в течение года при наличии в нем свободных мест.

Организация коррекционно-развивающего процесса в кабинетах коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста регламентируется образовательным планом и расписанием занятий, индивидуальной коррекционно-развивающей программой, утвержденной заведующей и методистом.

Вопросы по улучшению качества жизни детей и развитию инклюзивного образования в рамках реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 г.г. находятся на постоянном контроле акимата и управления города Алматы и будут предусмотрены в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2010-2020 г.г.

В настоящее время управлением образования совестно с городской психолого-медико-педагогической комиссией разрабатывается Программа развития инклюзивного образования в городе.

В городских общеобразовательных школах по желанию родителей обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, слабовидящие дети. Но всех условий в обычной общеобразовательной школе пока, к сожалению, нет.

В настоящее время во вновь вводимых школах города Алматы предусматриваются специальные пандусы и санузлы 1-го этажа, которые оборудованы поручнями, предназначенными для инвалидов, за исключением установок подъемных устройств.

2. Как можно обеспечить детям-инвалидам получение средне-специального и высшего образования?

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28.03.2008г. «Об установлении квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, и высшего образования» и в целях реализации пункта 8 статьи 26 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» Правительством Республики Казахстан установлена квота приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, от утвержденного государственного образовательного заказа для граждан из числа инвалидов І, ІІ группы, инвалидов с детства, детей-инвалидов- 0,5 процента.

Организована профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов. В государственных организациях технического профессионального образования – ПШ, ПЛ, колледжах организованы специальные группы, в которых в настоящее время обучаются 247 подростков с ограниченными возможностями, в том числе, имеющие инвалидность.

Ежегодно Постановлением Акимата города для выпускников общеобразовательных школ и коррекционных школ-интернатов из числа детей-инвалидов, закончивших среднюю школу и особо отличившимся в учебе, предоставляется выплата грантов за обучение в ВУЗах из средств бюджета города Алматы. В 2008-2009 учебном году 10 выпускников из общеобразовательных школ и коррекционных школ-интернатов из числа детей-инвалидов и детей-сирот получили гранты на поступление в государственные ВУЗы города Алматы.

Выпускникам коррекционных школ-интернатов оказывается содействие в предоставлении квоты приема при поступлении на учебу в организации профессионального и высшего профессионального образования, в том числе для детей-инвалидов I и II групп. Установлена квота приема при поступлении на учебу для инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, детей инвалидов – 0,5 %. Прием в колледж сервиса по квоте составляет 22 человека, политехнический колледж – 25 человек, прием в ПШ № 8 по квоте составляет – 40 человек.

Насколько развито дошкольное и послешкольное образование для детей-инвалидов?

В городе Алматы существует сеть коррекционных организаций образования для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями.

В городе Алматы функционирует 9 садов для детей с ограниченной возможностью, 4 речевых и для детей с задержкой психического развития, 2 для глухонемых детей, 2 детских сада для детей с нарушением зрения, 1 для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии.

9 специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями.

В организациях образования для детей с ограниченными возможностями реализация индивидуальных программ реабилитации выполняется в полном объеме, с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Вовлечены ли организации инвалидов в образовательный процесс?

Налажено тесное взаимодействие коррекционных организаций с неправительственными организациями и общественными объединениями (Общественный благотворительный фонд “Азиатский Образовательный центр для инвалидов с нарушением слуха”, Центр поддержки глухих инвалидов “Умит”, Ассоциацией родителей детей – инвалидов “АРДИ”,ОО “САТР”, “Эльдани”, НПО «Алтын Жүрек», НПО «Набат» и т.д.).

При разработке программ и проведении различных семинаров, конференций, круглых столов привлекаются представители из неправительственных организаций (НПО).

Усен Б.А.

ОО «Сегіз қырлы»

Многие мне жаловались, что в школе-интернате №10 ежемесячно собирают деньги с родителей детей начальных классов: на питание, ремонт, посуду и т.д. примерно по 4 тыс. тенге. Вроде бы выдаются квитанции в счет уплаты. Прошу Вас провести служебное расследование и взять на свой личный контроль ситуацию в данном учебном учреждении.

Ответ:

По поводу сборов денег с родителей управление образования города Алматы на основании объяснительной директора общеобразовательной школы-интерната №10 отвечает, что в соответствии с Постановлением Правительства РК №738 п.3 от 17.05.2000 г. расходы за питание частично покрываются за счет родительской платы в размере 20% от стоимости питания.

В настоящее время в интернате обучается 87 человек, 6 классов-комплектов, из них 2 класса ЗПР, учащиеся которых освобождены от оплаты за питание. В конце месяца учителя 4 классов составляют табель посещаемости, по которому бухгалтер производит начисления. Стоимость питания на 1 ребенка составляет 746 тенге, 20% в месяц составляет от 3600 до 3879 тенге – сумма, которая должна оплачиваться в бухгалтерию.

При приеме денег родителям выдаются квитанции о сданной сумме. Далее бухгалтер сдает деньги в народный банк, с которым составлен договор на кассовое обслуживание.

Сбор средств на ремонт, на приобретение посуды в школе не проводился.

Телефон 327-950082 принадлежит компании «Казахтелеком». По указанному телефону нами выяснено, что правозащитника Усен Баян Ануарбеккызы нет.