Главная > МИНЗДРАВ РК > Работа с правительством > Открытое письмо «Что происходит в системе лекарственного обеспечения с введением Единого оператора?

Открытое письмо «Что происходит в системе лекарственного обеспечения с введением Единого оператора?

Что происходит в системе лекарственного обеспечения 

с введением Единого оператора?

Исх. № 1/2-92

«04» марта 2010г.                                                             Открытое письмо  

                                                                                         депутату Мажилиса

                                                                                         Парламента РК
                                                                                         г-ну Тиникееву М. Б.

Уважаемый Мухтар Бакирович!

Большое спасибо, что Вы так активно защищаете интересы больных людей, в том числе и пациентов с сахарным диабетом.

Наша ассоциация еще в конце прошлого года протестовала против новых подходов к государственным закупкам, поднимала проблему подхода к лекарственному обеспечению только с позиции цены препарата. Игнорирование эффективности и даже безопасности закупаемых средств даст нам такие дополнительные расходы, которые многократно превысят экономию, озвученную по итогам тендера на 2010г. Однако обвинять во всех грехах «СК-Фармацию» не просто не корректно, но и опасно. Может сложиться впечатление, что только единый оператор виноват во всех проблемах здравоохранения и, вернув его функции Министерству здравоохранения, мы сразу решим все вопросы. Но ведь это далеко не так. И не надо снимать ответственность за сложившуюся ситуацию ни с Правительства РК, ни с депутатов, ни с Министерства здравоохранения РК.

Хотите по пунктам?

  1. Правительство РК разработало и утвердило Постановления, регламентирующие подходы к закупкам, правила их проведения, утвердило заказчиков и исполнителей.
  2. Депутаты Парламента РК как представители народа должны были выдвигать свои предложения и защищать интересы людей еще на стадии разработки Правительственных актов.
  3. Министерство здравоохранения, многие годы проводившее тендеры по государственным закупкам, прекрасно осведомленное обо всех подводных течениях, знакомое со многими препонами, возникающими во время тендера и являющееся в настоящее время заказчиком проводимых закупок, вероятно, занимало не последнее место в разработке всех нормативных документов. Министерство здравоохранения, а не «СК-Фармация» устанавливает верхнюю планку цены на требуемые препараты, Министерство, а не оператор, определяет, что ему требуется для организации системы оказания медицинской помощи, Министерство формирует лоты. И в конце-концов, именно Министерство здравоохранения несет ответственность за регистрацию как лекарственных препаратов, так и средств медицинского назначения в нашей стране. Основной заслон некачественной и малоэффективной продукции надо ставить именно во время регистрации. Необходимо ужесточать требования к ней.

Далее: нельзя обвинять единого оператора в том, что сейчас отсутствуют лекарства в областях Казахстана. Они ведь закупались в 2009г., еще по старой системе, и их должно было хватить не меньше чем до июля 2010г. Тендер-это только одна из первых ступенек в поставке. Далее – подписание договоров, оплата и поставка в страну. На это всегда требовалось от 3 до 4 месяцев. Новые поставки должны начаться в апреле, и мы обязательно будем отслеживать этот процесс. Пока же массово поступают жалобы на отсутствие препаратов, которые были закуплены в прошлом году как Министерством здравоохранения РК, так и региональными властями.

Введение единого оператора по закупу лекарственных средств имело целью снизить расходы на лекарственное обеспечение и уменьшить коррупцию в здравоохранении. Можно с уверенностью сказать, что обе эти цели достигнуты. Цены на закупаемые препараты для обеспечения гарантированного объема медицинской помощи снижены в несколько раз. Механизм закупа абсолютно прозрачен, для коррупции просто нет места. Кроме того, уровень достигнутых цен просто не оставляет места для бонусов чиновникам, фирмы работают на грани рентабельности и зарабатывают только за счет больших объемов.

За счет чего же достигнута такая колоссальная экономия – около 4 млрд. тенге? Частично за счет снижения цен на те препараты и изделия медицинского назначения, которые закупались в прошлые годы. Но основная экономия получена за счет закупа наиболее дешевых из предложенных препаратов. Причем цены закупа по многим препаратам оказывались в несколько раз ниже запланированного бюджета. Такую экономию можно получить только одним путем – если отказаться от оригинальных препаратов и закупать только генерики производства третьих стран. Именно эти препараты и дали основную экономию, именно из-за их закупа идет поток жалоб и возмущений. Существовавшее ранее понятие «демпинговой цены», позволявшее отсекать низкокачественную продукцию, в новых условиях потеряло смысл. Теперь все покупается по демпинговым ценам.

Опасность подобного подхода не только в том, что лекарственное обеспечение пациентов в государственных лечебных учреждениях будет осуществляться препаратами, произведенными в третьих странах, что, в принципе, приравнивает страну не к 50 наиболее развитым странам, с которыми хотим сравняться, а к беднейшим государствам. Генерики обычно, несмотря на громкие заявления производителей, имеют более низкую эффективность по сравнению с оригинальными препаратами. И качество серийного препарата может заметно отличаться от качества образцов, представленных на регистрацию. Врачи, привыкшие за последние благополучные годы работать с препаратами лучших мировых фирм, должны будут перестроиться на генерики, эффективная доза которых может сильно отличаться от оригинала. Насколько эти опасения оправданы, покажет время. Вместе с тем уже имеется опыт предыдущих новаций в области госзакупок в здравоохранении, когда именно по соображениям приоритета качества над ценой лекарственные средства закупались по другому механизму.

            Есть ли в том, что происходит вина СК-Фармации? Нет! Они работают по тому механизму и по тем бюджетам, которые им дало Правительство – а точнее Минздрав. Их механизм закупа абсолютно прозрачен и не оставляет почвы для коррупции. Но они обязаны закупить тот препарат или изделия медицинского назначения, которые зарегистрированы и имеют наименьшую цену. При практическом отсутствии тендерной спецификации, как было на последнем тендере, закупаться будут только самые дешевые препараты и остается только надеяться, что они действительно эффективны и качество их будет соответствовать тем образцам, которые представлялись на регистрацию.

            Иначе, как уже и происходило ранее, через год-два станут очевидны проблемы и потери, которые понесло здравоохранение в результате подобных закупов, и в очередной раз начнется «работа над ошибками».    

Нам — пациентам, по большому счету все равно, кто и по какой цене будет приобретать лекарственные препараты, в том числе инсулины, глюкометры, шприцы, иглы и т.д.  Нас волнует, что согласно новым требованиям, главным приоритетом в их оценке стала цена. Мы боимся, что нас станут «лечить» не теми препаратами, которые нам помогают выживать, а теми, что дешевле стоят, но дороже обходятся. Нас вообще больше всего устроила бы система самостоятельного выбора препарата – врач выписал наиболее подходящий для лечения этому конкретному больному препарат, больной получил его в аптеке, государство оплатило стоимость. Вот тогда на врача можно возложить ответственность за  качество лечения, пациенты будут излечиваться, а не лечиться.  

Начиная с 1995г. мы повторяем: «Главное – цена лечения, а не цена препарата». Мы уже сегодня боимся, что в следующем году мы получим не только «опасные» шприцы и непроверенные глюкометры, мы получим неизвестные инсулины и неэффективные таблетированные препараты. А как же наше право на качественное лечение?  Как всегда, крайними останутся врачи (не умеют лечить), пострадают больные люди, понесет ущерб страна. Не зря старая пословица гласит: «Скупой платит дважды». В отношении лекарственного обеспечения это сто раз верно!

Сегодня необходимо объединить все усилия, провести мониторинг ситуации, выявить ошибки, сделать анализ, быстро и безболезненно исправлять положение к лучшему. Пока мы будем делить пирог с надеждой откусить побольше и послаще – система здравоохранения окончательно развалится!  

В конце письма хочу вернуться к инсулиновым шприцам. Инсулиновые шприцы, которые сегодня получают больные, закуплены в прошлом году Министерством здравоохранения. Несмотря на сигналы Диабетической Ассоциации РК (ДАРК) они были допущены к тендеру и в этом году. На 2010г. закуплены шприцы такого же качества, как и в прошлом (часть шприцев китайского и часть немецкого производства, но совершенно одинаковые). Там есть градация по 1ед., но попробуйте увидеть, сколько единиц инсулина набрано в шприц. И еще один пример: в области самоконтроля сахарного диабета результатом тендера является монополия одной компании, причем не самой лучшей. Об опасности такой монополии не раз предупреждала наша Ассоциация. Больные, годами пользовавшиеся приборами лучших мировых фирм, таких как ROCHE, ABBOTT, LIFESCAN, получают вместе с полосками еще один глюкометр, по качеству которого уже возникает все больше вопросов.

Поскольку лекарства, закупленные СК-Фармацией, только начинают поступать в больницы, учреждениям дали возможность закупать лекарства и изделия мед. назначения самим. При этом цена не должна превышать цену тендера +25%. Но даже эта цена получается ниже себестоимости полос для тех глюкометров, которые имеются в больницах. Тендерная цена, когда закупается 350 000 упаковок полос, естественно будет значительно ниже розничной, по которой фирмы завозят товар по обычным контрактам. Таким образом, больницы будут вынуждены менять свои глюкометры, которые они знают и доверяют их показаниям, на непроверенные приборы малоизвестного производителя.  

На встрече с руководством «СК-Фармация» мы высказали все свои замечания, увидели понимание, но Закон есть закон – что дешевле, то и покупаем. Закупленные инсулиновые шприцы на этой встрече они увидели впервые, а все ссылки представителей компании, что первый этап тендера – это проверка на соответствие качества и эффективности, заключается в проверке соответствия документов. В тендерной комиссии отсутствуют практикующие врачи, и допуск осуществляется только на основании документов.

Мы обращаемся к Вам, как к депутату, поднявшему вопрос о лекарственном обеспечении с предложением поставить вопрос перед Правительством Республики Казахстан о внесении изменений в Закон «О государственных закупках» и Постановление Правительства РК № 1729 от 30 октября 2009г. «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи».

С уважением,  

президент Диабетической Ассоциации РК,

член Национального Совета Республики Казахстан

Тукалевская Н.Н.