Ещё одним примером такого комплексного подхода стало заседание Комиссии по здравоохранению и демографии Социального Совета при фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК 28 мая 2008г. на тему: «Пути улучшения оказания медицинской помощи людям с сахарным диабетом», где были выработаны рекомендации Правительству Республики Казахстан, а именно:
- Внести дополнения в существующую Государственную программу реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы, утвержденную Указом Президента Республики Казахстан от 13.09.2004 года № 1438, и направленную на повышение качества оказываемой эндокринологической помощи;
- Разработать и принять до 01.01.09.г. Государственную программу «Медико-социальная поддержка людей с сахарным диабетом» в Республике Казахстан, включив в нее разделы: «Диабет и детство», «Диабет и беременность», «Диабетическая стопа» и «Профилактика осложнений сахарного диабета»;
- Создать современные региональные диабетические центры;
- Принять действенные меры по комплектованию диабетологической службы необходимым количеством высокоспециализированных специалистов, в том числе специалистов среднего уровня;
- Включить препараты для профилактики и лечения осложнений сахарного диабета, с достоверно доказанным эффектом действия в Список основных (жизненно важных) лекарственных средств Республики Казахстан и в Перечень препаратов для бесплатного обеспечения на амбулаторном уровне;
- Усилить контроль и ответственность за качество информации, передаваемой в Регистр диабета с целью использования данных для выбора оптимальных путей управления и для расчетов реальной потребности в лекарственном обеспечении больных сахарным диабетом, диагностическом оборудовании и современной техники;
- Совместно с Центром Здорового Образа Жизни разработать и внедрить программу осведомленности населения о заболевании «сахарный диабет» в Казахстане;
- В рамках обсуждаемого в Мажилисе Парламента Республики Казахстан Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» устранить имеющиеся пробелы, связанные с решением проблем больных с сахарным диабетом (только ДАРК подала 35 предложений в Кодекс), в первую очередь внести новое понятие «биосимиляры» и требования к ним на уровне регистрации;
- Обеспечить информирование НПО, осуществляющих защиту прав больных диабетом, заключениями формулярной комиссии Министерства здравоохранения РК в рамках формирования Списка основных (жизненно важных) лекарственных средств, а также количественными данными из Регистра по сахарному диабету, не являющимися персонифицированной информацией;
- Содействовать развитию международного сотрудничества в области борьбы с сахарным диабетом, внедрять мировой опыт в области организации системы диабетической помощи населению, передовые технологии лечения заболевания;
- Осуществлять тесное взаимодействие с НПО с целью проведения информационно-пропагандистской работы и программы осведомленности о заболевании «сахарный диабет» в Казахстане, профилактике сахарного диабета и его осложнений и повышению юридической грамотности населения;
- Профильным министерствам активизировать работу с НПО в области решения проблем, связанных с сахарным диабетом, в том числе в рамках государственного социального заказа;
- Проводить актуальные научно-технические исследования с внедрением их результатов в практическое здравоохранение;
- Рассмотреть возможность повышения заработной платы медицинскому персоналу эндокринологической службы.
Еще одним существенным шагом вперед стало подписание Экономическим Советом СНГ проекта соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом.
В сентябре этого года данный проект передан на рассмотрение Совета Глав Правительств СНГ (наш сайт WWW.dark—diabet.kz).
В заключение не могу не сказать несколько слов о разрабатываемом в настоящее время Кодексе РК о здоровье народа и системе здравоохранения:
Наиболее серьезный недостаток документа в том, что проект Кодекса представляет собой лишь компиляцию уже существовавших законов и не решает основную проблему законодательства в области права на здоровье — относительность государственных гарантий.
Действующее законодательство все существующие гарантии в области права на здоровье отсылает на усмотрение Правительства, отдавая центральному исполнительному органу власти полномочие по определению, каким будет право на медицинскую помощь. То есть Правительство каждый год определяет, будет ли это полный спектр услуг или какой-то весьма лимитированный набор медицинских услуг. В то время как Конституция страны закрепляет за гражданами бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. Таким образом, не Правительство, а законодатель должен определить, каким будет объем гарантированной государством помощи.
Не решает Кодекс и проблему паллиативной помощи – то есть комплексной медико-социальной помощи людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями, к которым относится и сахарный диабет. Паллиативной помощи, являющейся весьма актуальной для Казахстана, посвящена всего одна статья Кодекса – статья 50, которая на самом деле не гарантирует данный вид помощи и снова отсылает к компетенции Минздрава, предоставляя право определить порядок оказания такой помощи. То есть, по сути, нет никаких гарантий, и сотни умирающих от неизлечимых болезней не смогут отстоять свое право на достойное отношение к себе и поддержание жизни.
Стоит отметить, что не получают особого статуса и специальных прав беременные женщины: медицинская, консультативная и лекарственная помощь им предоставляется в пределах того же самого объема медицинских услуг, что и всем иным гражданам.
Таким образом, проект Кодекса обошел наиболее сложные вопросы, сохранив ссылку на компетенцию исполнительных органов власти, не став документом, гарантирующим всем нам право на охрану здоровья.
ДАРК представила в Министерство здравоохранения РК свои предложения и мы обращаемся к участникам сегодняшней конференции внести в Резолюцию нашей конференции как предложения Правительству РК, выработанные на совместном заседании в Мажилисе Парламента РК, так и предложения, поданные нами в Министерство здравоохранения РК. Проект Резолюции находится у Вас в портфеле с документами, прошу до завтра ознакомиться с ним и по окончанию конференции дать свои предложения.
Здоровья и благополучия всем, успехов и взаимопонимания.
Благодарю за внимание.
17.10.2008г., Астана, Дом Министерств