За рулём

За рулём

По идее, если после выдачи вам водительских прав у вас появляются проблемы со здоровьем, вы должны немедленно проинформировать об этом МАИ, но кто это делает? Верно, никто. Кроме того, в идеале вы также должны заявить о любом нарушении здоровья, которое может продлиться более трех месяцев и повлиять на вашу способность управлять автомобилем.

Необходимо сообщить о следующем:

Эпилепсия, <…> внезапные приступы головокружения или обмороки, <…> боль в сердце (стенокардия) при вождении, любая проблема с сердцем, приводящая к потере сознания, потеря ориентации или помутнение зрения, заболевания нервной системы, включая инсульты, преходящие ишемические нарушения мозгового кровообращения, <…> проблемы органов зрения, поражающие оба глаза, такие, как катаракта, глаукома или состояние глазного дна после лазерной коагуляции, болезни конечностей или спины, диабет, компенсирующийся инсулином или таблетированными препаратами.

В странах Европы больные диабетом обычно получают права на три года, которые продлеваются после подачи ими повторного заявления. Сообщить в агентство о проблемах, перечисленных выше, прямая обязанность, однако на удивление много пациентов-диабетиков этого не делают. Не меньше больных диабетом продолжают водить машину, испытывая некоторые из указанных проблем.

Приведем случай из Англии:

Мери — женщина средних лет, проходящая инсулинотерапию, подала заявление о продлении водительских прав. Ее врач не знал, что она водит машину, пока ему не пришла опросная форма из агентства. Заполняя ее, врач должен был указать, что у Мери наблюдались тяжелые гипогликемические приступы, развивавшиеся без предупреждающих симптомов, двусторонняя пролиферативная ретинопатия, по поводу которой проводилась лазерная терапия, имели место инфаркт миокарда, осложненный стенокардией, и инсульт с гемипарезом.

Требование к органам зрения — чтение номерного знака автомобиля со стандартными буквами и цифрами высотой 79,4 мм при хорошей освещенности в дневное время на расстоянии 20,5 м (около 23 шагов). Если перевести это в значения таблицы Снеллена, то показатель остроты зрения находится между 6/9 и 6/12. Однако при этом следует обращать внимание на скотомы и рассеивание яркого света катарактами (которые ограничивают способность управлять машиной в ночное время). Автомобиль с автоматической коробкой передач значительно безопаснее для пациентов с нейропатией различной степени тяжести, но все же необходимо чувствовать педали.

Компании по страхованию автомобилей считают диабет обстоятельством, о котором они должны быть немедленно проинформированы, как только этот диагноз будет поставлен. Они также рассматривают как весьма важный факт наличие у больного человека любых состояний, перечисленных выше. Более того, страховые компании могут не возмещать убытки пациентам, которые своевременно не сообщили о своей болезни.

Страховые компании определяют различную величину страховых премий водителям-диабетикам — по данным одного исследования, некая компания вдвое превысила сумму премии, которую за идентичное происшествие выплатила другая фирма.

Предостережения водителям

Диабетики, которые начали получать инсулин или изменили схему лечения. Эти больные должны быть предупреждены, что им нельзя садиться за руль в течение недели (или больше, что зависит от индивидуальных особенностей) после начала инсулинотерапии или перехода на другую схему лечения, например замены одного вида инсулина другим или перехода с одноразового на двухразовое введение препарата.

Утрата или стирание предупреждающих симптомов гипогликемии. Такие диабетики должны быть предупреждены о том, что им нельзя водить машину. Некоторые из них могут управлять автомобилем, если всякий раз, перед тем как сесть за руль, они едят и измеряют уровень глюкозы крови, а также если в поездке принимают пищу и определяют глюкозу через каждый час.

Проблемы со стороны органов зрения. Водители-диабетики, у которых развивается катаракта, экссудаты, макулопатия, пролиферативная ретинопатия, или те, кто проходил лазерную терапию, могут сесть за руль только после обследования их офтальмологом.

Проблемы нижних конечностей или стоп. В ходе обследования диабетиков должно быть вынесено заключение, связано ли с риском их пребывание за рулем. Они также должны воздерживаться от вождения во время лечения этого заболевания. Пациенты с изъязвлением стоп не всегда осознают, что их страховые компании считают это важным обстоятельством. Страдающие нейропатией могут не отдавать себе в этом отчет, так что врач должен сказать им об этом. И сниженная чувствительность, и мышечная слабость могут затруднить управление автомобилем.

Что должен предпринять водитель, если за рулем у него случится приступ гипогликемии?

ОСТАНОВИТЬСЯ! Гипогликемия может вызвать компудьсивное побуждение продолжать движение. Пациент должен сбавить скорость и остановить машину, как только это станет безопасным, выключить зажигание и вытащить ключ из замка. Он должен принять глюкозу или сахар и, если возможно, покинуть сиденье водителя, перебравшись на сиденье пассажира. Некоторые советуют совсем покинуть автомобиль, чтобы более не отвечать за него. Однако это может быть крайне опасно на дороге с оживленным движением или на автостраде, так как пациенты в гипогликемическом состоянии часто не осознают опасности, плохо ориентируются и нетвердо держатся на ногах.

После приема глюкозы или сахара больной должен съесть порцию углеводов и, перед тем как продолжить поездку, быть абсолютно уверенным в том, что он полностью восстановился и нет риска повторного приступа гипогликемии. Это означает, что надо подождать по меньшей мере четверть часа или даже больше.

Профессиональное вождение

Тем, чей диабет компенсируется инсулином, не следует стремиться получить права на вождение большегрузных автомобилей или пассажирского транспорта. В Европе, если лица с действующими правами на вождение большегрузных автомобилей (HGV) или общественного пассажирского транспорта (PSV) стали делать себе инъекции инсулина, они обязаны проинформировать об этом специальное агентство. В редких случаях им разрешат продолжать работу, если они докажут, что это не связано с риском, но в большинстве случаев профессиональные водительские права отзываются. На практике в условиях растущей озабоченности безопасностью пассажирского транспорта и огромного количества разнообразных тяжб вряд ли отыщутся компании, готовые нанять диабетика, получающего инсулин, для управления пассажирскими автобусами, поездами, самолетами или кораблями. В некоторых случаях это распространяется и на пациентов, принимающих препараты сульфонилмочевины, хотя больные диабетом, компенсируемым таблетированными препаратами, могут претендовать на получение водительских прав категорий HGV и PSV. Если впоследствии у них возникнет потребность в инсулине, они могут потерять работу.