Один в школе

Итак, Ваш ребенок возвращается домой из больницы, и Вы растеряны, перед Вами множество новых ситуаций: надо измерять сахар, следить за диетой, не пропускать время приема пищи и многое-многое другое. Прежде всего поймите, что хотя диабет не излечим (пока), но это не значит, что он должен поглотить всю Вашу жизнь. В идеале Ваш ребенок должен вести абсолютно нормальную жизнь плюс к этому проводить регулярные инъекции инсулина и анализы крови, вписывающиеся в заведенный порядок обычной жизни.

ОДИН В ШКОЛЕ

Необходимо помнить, что детям, больным диабетом, нужны родители, которые не будут страдать бессонницей, ломая голову, сколько сладостей съел их ребенок за чаем. Им не нужна мама, которая появляется в разгар дня рождения со шприцем в руках или будит ребенка посреди ночи для необязательного анализа крови. Просто необходим такой распорядок, который бы был понятен ребенку. Ведь если Вы будете поощрять Вашего малыша быть независимым и спокойным, это даст свои плоды – ребенок вырастет с намерением не дать диабету помешать ему жить полной жизнью. Поэтому наш совет мамам, которые узнав о том, как много нужно для ухода за ребенком – диабетиком, хотят принести себя в жертву, оставив работу, любимое дело и прочее, посвятив себя исключительно этим проблемам, не спешить. Распределите обязанности между всеми членами семьи, попробуйте организовать Вашу жизнь так, чтобы она не напоминала ребенку ежесекундно, что он болен. Научите всех членов семьи делать инъекции, следить за питанием и диетой, помогать ребенку в критических ситуациях.

Теперь поговорим о школе. Здесь возникает масса проблем, но все они тоже решаемы. Не забывайте, что Ваш ребенок не первый, который с диабетом учиться в обычной общеобразовательной или специальной школе. Но и не следует принижать значимость проблем, которые возникнут у Вашего ребенка при его поступлении в школу.

Прежде чем ребенок придет в школу, Вы должны обязательно побывать у директора, медицинского работника и классного руководителя. Помните, что у них, в том числе и у медицинского работника, знания о диабете как заболевании такие же примерно, как и у Вас, — на уровне обыденного сознания. Не стоит им читать лекции о диабете, но классный руководитель и другие учителя должны обязательно знать, что поведение Вашего ребенка может быть необычно и отлично от других детей.

  1. Учитель с Ваших слов должен знать, что при состоянии повышенного сахара ребенку часто хочется пить. Поэтому нет ничего странного в том, что он на уроке несколько раз может проситься выйти в туалет. Стоит обговорить этот вопрос с учителем: и он, и ученик должны четко понимать, что ученик может поднять руку, а учитель не акцентируя внимание всего класса, разрешить ему выйти.
  2. Учитель должен знать, как ему поступать в другой критической ситуации для ребенка-диабетика – при резком понижении сахара – ситуации «гипо». Ребенок, как правило, даже младшего школьного возраста (начальная школа) научился уже распознавать у себя признаки приближающейся гипогликемии: головокружение, потливость, рассеянной внимание, чувство голода, дрожание и прочее. Ему необходимо при первом появлении этих признаков съесть что-то сладкое. Ребенок должен знать, что это ему можно и нужно сделать на уроке и учитель за это его не накажет. Если ребенку не становится лучше, следует срочно вызвать медсестру и дать ребенку еще сладкого чая с бутербродом, иначе состояние «гипо» может возобновиться. Если ребенок теряет сознание, следует срочно вызвать «скорую». Но лучше не растеряться и предотвратить признаки «гипо» на начальном этапе: учитель и ученик должны действовать быстро и вместе.
  3. Учителю не стоит забывать, что ребенок больной диабетом обязательно должен иметь второй завтрак (обычно на перемене между вторым и третьим уроками) и обед в 13.00-14.00, поэтому следует договориться с администрацией школы о том, чтобы ему разрешалось уходить домой после 5-6 уроков для того, чтобы сделать укол и пообедать. Потом ученик может вернуться в школу на 7-8 уроки. Здесь возможны варианты: можно делать укол в школе (у медсестры, в кабинете классного руководителя, просто в столовой) и обедать в школе. Тогда работникам столовой следует обговорить диету с родителями ребенка.
  4. Учителю следует помнить, что нельзя задерживать ребенка-диабетика на той перемене. Когда он обязательно должен поесть, и перед обедом для того, чтобы он отдежурил, например, в классе. Пусть ребенок придет в школу после обеда для дежурства в удобное для него время.
  5. В школе в доступном месте (лучше в канцелярии или у секретаря директора, а не в медицинском кабинете или у классного руководителя, так как они могут отсутствовать в нужный момент) всегда должен быть запас сладостей (печенье, сахар, сок, пепси и др), приготовленный родителями для непредвиденных случаев. Например, мальчишки спрятали портфель, а в это время ребенку необходимо поесть и т.д. Вообще, у Вашего ребенка постоянно должен быть сахар в карманах одежды (помимо второго завтрака) на всякий случай. Постарайтесь предугадать все непредвиденные обстоятельства, которые могут случиться с ребенком, когда он один, например, возвращаясь из школы, застрял в лифте или потерял ключ. «Проиграйте» с Вашим ребенком случайности и то, как он должен вести себя при этом, тогда он не растеряется и не будет бояться каких-либо неожиданностей.
  6. Особое внимание следует уделить занятиям физкультурой и спортом. Помните, что Вашему ребенку они не запрещены, а напротив, физические упражнения значительно улучшают течение заболевания. Дело здесь опять-таки в хорошей организации: учитель физкультуры должен знать, что физические нагрузки сильно снижают сахар и могут спровоцировать гипогликемию. Следует об этом помнить и тогда, когда уроки сдвоенные и вне школы (в бассейне или лыжи зимой). Не следует забывать и том, что ребенок должен переодеться и обязательное поесть до урока физкультуры. Что касается спортивных секций, то здесь Вам решать, сказать или не сказать тренеру. Конечно, правильнее было бы предупредить его о болезни, но масса примеров, когда ребенка отчисляют из секции. Поэтому за него Вам надо брать всю ответственность на себя: следить за ним, не отпускать одного на занятия.
  7. И, наконец, экскурсии, театры, различные школьные мероприятия и дни рождения у знакомых, праздники. Плохо, если ребенок не будет участвовать в них, это отдалит его от сверстников, классного коллектива, друзей, убавит уверенности в своих силах – он будет думать, что все это недоступно из-за болезни, а это не так, просто ситуация потребует от Вас дополнительных затрат времени и усилий. Вы можете сопровождать класс на экскурсию, в театр и присмотреть за своим ребенком, пойти в поход или попросить сделать это мужа. Точно также Ваш ребенок сможет участвовать во всех школьных и классных мероприятиях, только следует заранее все обдумать и просчитать. Спору нет, проще ребенка не пустить и избавить себя на время от хлопот. Я не случайно говорю «на время», потому что это Ваше нежелание предпринять усилия сегодня потом обернется для Вашего ребенка одиночеством, многочисленными комплексами и неуверенностью в себе.

Татьяна Шапошникова

Кандидат педагогических наук

 

P.S. Не запрещайте Вашему ребенку встречаться с друзьями, принимать участие в праздниках и днях рождения: если ребенок мал, можно договориться с родителями принимающей стороны и предупредить их о диетической кока-коле, фруктах, которые можно есть ребенку, его режиме и т.д. Если Ваш ребенок уже взрослый и собирается на дискотеку или вечеринку со спиртным, следует обговорить все детали с ним самим. Каждый человек силен и жив связями с миром и окружающими его людьми: родственниками, родителями, сверстниками, теми, кто просто близок ему по интересам, поэтому чем больше у Вашего ребенка будет привязанностей, тем легче ему в будущем будет переносить жизненные трудности.